Итоги деятельности Ивановского УФАС России по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства за 2019 год (докладчик - Строганова О.П.)
13 февраля 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад Строгановой О.П.,

заместителя руководителя управления – начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти

 Ивановского УФАС России

 

«Итоги деятельности Ивановского УФАС России по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства за 2019 год»

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (далее - Ивановское УФАС России) осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Одним из важнейших направлений деятельности Ивановского УФАС России является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Количество поступивших заявлений за 2019 год

в сравнении с предыдущими отчетными периодами

Закон о защите конкуренции

2017 год

2018 год

2019 год

  • деятельность (статьи 10,11,11.1)

175

189

215

Недобросовестная конкуренция (статьи 14.1-14.8)

31

32

21

Антиконкурентные действия органов государственной власти и местного самоуправления (статьи 15,16,17.1, 18,19-21)

26

28

65

Антиконкурентные действия при проведении торгов (статья 17)

26

11

30

Жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства

(статья 18.1)

101

33

60

ИТОГО поступивших обращений

359

293

391

Большая часть поступивших заявлений (203) по-прежнему касается признаков  нарушений статьи 10 Закона о защите конкуренции – запрет на злоупотребление доминирующим положением.

Наблюдается рост количества заявлений по признакам антиконкурентных  актов, действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Ивановской области.

Количество выданных

предупреждений и предостережений

Закон о защите конкуренции

2017 год

2018 год

2019 год

5

6

6

Недобросовестная конкуренция (статьи  14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8)

1

5

-

Антиконкурентные действия органов государственной власти и местного самоуправления (статья 15)

11

13

21

ИТОГО

17

24

27

Наблюдается рост количества выданных предупреждений в отношении  исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Ивановской области.

Значительное количество допущенных нарушений устраняется во исполнение предупреждений Ивановского УФАС России до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В случае невыполнения предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, Ивановское УФАС России возбуждает дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Количество рассмотренных дел, по которым принято решение

о признании нарушения антимонопольного законодательства

Закон о защите конкуренции

2017 год

2018 год

2019 год

  • деятельность (статьи 10,11,11.1)

5

2

4

Недобросовестная конкуренция (статьи 14.1-14.8)

-

-

-

Антиконкурентные действия органов государственной власти и местного самоуправления (статьи 15,16,17.1, 18,19-21)

2

3

4

Антиконкурентные действия при проведении торгов (статья 17),

в том числе со стороны органов местного самоуправления

2

 

 

-

-

 

 

-

1

 

 

1

ИТОГО

9

5

9

 

В частности, Ивановским УФАС России были выявлены следующие нарушения:

– 23 октября 2019 г. в связи с наличием в действиях Администрации Южского муниципального района Ивановской области признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в оставлении без рассмотрения предложения о заключении концессионного соглашения ООО «Тепло людям. Южа» от 16.08.2019 по основаниям, не предусмотренным законодательством о концессионных соглашениях - рассмотрение ранее полученной концессионной инициативы ООО «Объединенные котельные», не соответствующей требованиям ч. 4.3, 4.11 статьи 37 Федерального закона №115-ФЗ от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях» (не подтверждение  сведения о соответствии этого лица установленным требованиям при подаче предложения о заключении концессионного соглашения),  что привело к ограничению доступа иным хозяйствующим субъектам на товарный рынок, Ивановское УФАС России выдало предупреждение о необходимости прекращения указанных действий путем принятия в срок до 25.12.2019 г. мер, направленных на соблюдение действующего законодательства в сфере теплоснабжения и концессионных соглашений, для чего обеспечить рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения ООО «Тепло людям. Южа» от 16.08.2019 в соответствии и на условиях, предусмотренных,  частями 4.2 - 4.4, 4.6 - 4.10 и 4.12 статьи 37 Федерального закона №115-ФЗ от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях». Предупреждение исполнено;

– В связи с наличием в действиях (бездействии) Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в передаче объектов теплоснабжения по договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом ООО «Теплоцентраль» и «Тепло-город», а также объектов водоснабжения по договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом ООО «Домоуправление» Ивановское УФАС России выдало 3 предупреждения Администрации о необходимости прекращения указанных действий (бездействия), которые находятся в стадии исполнения.

– 08 ноября 2019 г. Комиссия Ивановского УФАС России признала Администрацию городского округа Тейково Ивановской области, Муниципальное казенное учреждение городского округа Тейково «Служба заказчика» и ООО «ДОРОЖНОЕ РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в достижении и реализации соглашения между органом местного самоуправления, муниципальным казенным учреждением, осуществляющим функции органа местного самоуправления, и хозяйствующим субъектом, которое привело к ограничению конкуренции при определении подрядчика на выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги по ул.70 лет Октября в г.о. Тейково Ивановской области, в том числе при проведении электронного аукциона;

- По заявлению ООО «Анхель» было рассмотрено дело в отношении администрации городского округа Кинешма. 15.02.2019 действия администрации, выразившиеся в нарушении порядка заключения договора в отношении муниципального имущества - гидротехнического сооружения причальной набережной речного вокзала, протяженностью 127 м., признаны нарушением частей 1 и 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции (подписание концессионного соглашения  с ООО «Вероника-Рива» в отношении гидротехнического сооружения – Причальной набережной речного вокзала, протяженностью 127 м. с нарушением Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Условия концессионного соглашения не устанавливали для концессионера обязательства по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения). Было выдано предписание - изъять Причал из владения и пользования ООО «Вероника-Рива» и возвратить его администрации городского округа Кинешма, которое исполнено.

-  29 ноября 2019 г. действия ООО «Центр Авиа», выразившиеся в самостоятельном установлении тарифов на обеспечение взлета-посадки, временной стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности, обслуживание пассажиров, обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, хранение авиационного топлива, подлежащих государственному ценовому регулированию, признаны нарушением п. 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции».

Следует отметить рост количества административных нарушений, связанных с нарушением порядка подключения (технологического присоединения)  - статья 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В 2019 году рассмотрено 15 административных дел, наложено штрафов на 1 млн. 90 тыс. руб. (в 2017 году – 5 административных дел, наложено штрафов 70 тыс. руб.; в 2018 году – 3 административных дела, наложено штрафов 10 тыс. рублей).

Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы (далее – Национальный план). Одним из инструментов для снижения количества нарушений, предусмотренных Национальным планом, является антимонопольный комплаенс (организация внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства).

В соответствии с указом Президента РФ №618 высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации надлежало до 1 марта 2019 года принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти. 

Ивановское УФАС России открыто для взаимодействия в рамках реализации антимонопольного комплаенса.

Ивановское УФАС России 07.02.2019 обратилось к Губернатору Ивановской области С.С. Воскресенскому с просьбой взять под личный контроль внедрение антимонопольного комплаенса.

12 февраля 2019 года уполномоченное должностное лицо Ивановского УФАС России провело семинар с представителями всех органов исполнительной власти Ивановской области и органов местного самоуправления по теме «Внедрение антимонопольного комплаенса в органах государственной власти и местного самоуправления».

Ивановское УФАС России письмом от 12.02.2019 №02-30/468 направило главам муниципальных образований информацию о необходимости внедрения антимонопольного комплаенса с просьбой взять под личный контроль данный вопрос.

14 мая 2019 года Ивановское УФАС России провело публичные слушания на тему «Внедрение антимонопольного комплаенса органами государственной власти, местного самоуправления и организациями».

В период со 2 по 4 декабря 2019 года в Ивановском филиале ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" прошло обучение представителей органов государственной власти и местного самоуправления Ивановской области по программе "Внедрение антимонопольного комплаенса в органах государственной власти и местного самоуправления".

В установленный указом Президента РФ №618 срок во всех исполнительных органах государственной власти Ивановской области разработана и утверждена система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Следующим приоритетным направлением деятельности  Ивановского УФАС России  является реализация Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 17.04.2019 №768-р.

Ивановское  УФАС России оказало содействие органам исполнительной власти Ивановской области в вопросах актуализации плана мероприятий  («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции.

Так были направлены предложения заместителю Председателя Правительства Ивановской области Л.В. Дмитриевой, заместителю Председателя Правительства Ивановской области - директору Департамента внутренней политики  Ивановской области Е.Л. Нестерову,  члену Правительства Ивановской области – директору Департамента экономического развития и торговли Ивановской области Л.С. Бадак, члену Правительства Ивановской области - директору Департамента здравоохранения Ивановской области А.М. Фокину, начальнику Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области  Д.А. Вавринчуку.

В связи с наибольшим количеством обращений и нарушений антимонопольного законодательства Ивановское УФАС России особое внимание уделяет следующим направлениям:

- Перевозка  пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, дорожная деятельность. Ивановская область достигла ключевых показателей по данным  товарным рынкам. (Доля услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, оказанных организациями частной формы собственности - 20 %, у нас 98,99%; Доля услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, оказанных (выполненных) организациями частной формы собственности -30%, у нас 99,9%; Доля организаций частной формы собственности в сфере дорожной деятельности -80%, у нас 100%). В настоящее время, на наш взгляд, главная задача не допустить снижения достигнутых ключевых показателей и не допустить нарушений антимонопольного законодательства и законодательства о закупках, в том числе, при реализации регионального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»;

- Сфера здравоохранения.  Ивановская область достигла ключевого показателя на рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами (Доля организаций частной формы собственности в сфере услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами - 60 процентов, у нас 92%). На рынке медицинских услуг ключевой показатель «Доля медицинских организаций частной системы здравоохранения, участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования» 10% планируется достичь к 2023 году.  Достижению целей и целевых показателей в сфере здравоохранения, обозначенных Указом Президента РФ от 07.05.2018 №204, будет способствовать комплексный подход в реализации «дорожной карты» по содействию развитию конкуренции и региональных проектов (программ), направленных на достижение результатов национальных проектов в сфере здравоохранения;

- Сфера наружной рекламы. Ивановская область достигла ключевого показателя «Доля организаций частной формы собственности в сфере наружной рекламы» 100%. Вместе с тем, не снижается количество нарушений антимонопольного законодательства в действиях органов местного самоуправления на рынке наружной рекламы.

Следовательно, в рамках заключенных соглашений между Правительством Ивановской области и муниципальными образованиями Ивановской области о внедрении в Ивановской области стандарта развития конкуренции необходимо провести следующие мероприятия:

- по выявлению и осуществлению демонтажа незаконных рекламных конструкций на территории муниципальных образований;

- по актуализации  схем размещения рекламных конструкций на территории муниципальных образований (с указанием координат места расположения рекламных конструкций);

- провести анализ действующих нормативных правовых актов на предмет наличия норм, препятствующих развитию конкуренции.

Приложенные файлы
Доклад_Строгановой_О.П.-1581589911.docx (33,3 КБ)
Наверх