Организация системы внутреннего обеспечения требованиям антимонопольного законодательства (докладчик – Строганова О.П.)
29 апреля 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад Строгановой О.П.,

заместителя руководителя управления – начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти

Ивановского УФАС России

 

«Организация системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства»

 

В целях укрепления национальной экономики, дальнейшего развития конкуренции и недопущения монополистической деятельности Президент Российской Федерации  В.В. Путин Указом от 21.12.2017  №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» определил, что приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления  является активное содействие развитию конкуренции.

Данным указом утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы (далее – Национальный план).

Мероприятия Национального плана направлены на достижение следующих ключевых показателей:

а) обеспечение во всех отраслях экономики Российской Федерации, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу;

б) снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом;

в) увеличение к 2020 году доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в сфере государственного и муниципального заказа не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом, а также увеличение отдельными видами юридических лиц объема закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, до 18 процентов к 2020 году.

 

Национальный план предусматривал, что Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации в срок до 1 марта 2019 г. должны были принять  меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

Антимонопольный комплаенс – организация внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Цели антимонопольного комплаенса:

- обеспечение соответствия деятельности органа власти требованиям антимонопольного законодательства;

- профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности органа власти.

 

Задачи антимонопольного комплаенса:

- выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;

- управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;

- контроль за соответствием деятельности органа власти требованиям антимонопольного законодательства;

- оценка эффективности функционирования в органе власти антимонопольного комплаенса.

 

Правительство Российской Федерации распоряжением от 18 октября 2018  г. N 2258-р утвердило методические рекомендации по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства и рекомендовало органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства руководствоваться данными методическими рекомендациями.

 

Общий контроль за организацией и функционированием антимонопольного комплаенса должен осуществляться руководителем органа  власти.

 

В целях организации и функционирования антимонопольного комплаенса должно быть определено уполномоченное подразделение (назначено должностное лицо).

В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) на регулярной основе (не реже 1 раза в год) должны проводиться:

а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности органа власти за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);

б) анализ нормативных правовых актов органа власти;

в) анализ проектов нормативных правовых органа власти;

г) мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства;

д) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.

 

В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) должны разрабатываться (не реже одного раза в год) мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства, т.е. «Дорожная карта» снижения рисков.

 

В целях оценки эффективности функционирования в органе власти антимонопольного комплаенса должны устанавливаться ключевые показатели как для уполномоченного подразделения (должностного лица), так и для органа власти в целом.

 

Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса (согласно Методике расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса, утвержденной Приказом ФАС России от 05.02.2019 N 133/19):

- коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны федерального органа исполнительной власти (по сравнению с 2017 годом);

- доля проектов нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;

- доля нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;

- доля сотрудников федерального органа исполнительной власти, в отношении которых были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу.

 

Риски нарушения антимонопольного законодательства.

 

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает:

- запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения органов власти (ст.15, ст.16 Закона о защите конкуренции);

- антимонопольные требования к торгам (ст.17 Закона о защите конкуренции);

- особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (ст.17.1 Закона о защите конкуренции);

- особенности заключения договоров с финансовыми организациями (ст.18 Закона о защите конкуренции);

- нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (ст.18.1 Закона о защите конкуренции);

- порядок предоставления государственной или муниципальной преференции (ст.19, ст.20 Закона о защите конкуренции).

 

Федеральный закон от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» устанавливает антимонопольные требования к органам власти в области регулирования торговой деятельности.

 

В соответствии со статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие) должностных лиц органов власти, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции влекут наложение административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей,

если такие должностные лица были ранее подвергнуты административному наказанию за аналогичное административное правонарушение то  дисквалификация на срок до трех лет.

В соответствии со статьей частью 7 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключение органами власти недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

        В соответствии со статьей 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность до пятидесяти тысяч рублей за нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов и продажи или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися.

 

17 апреля 2019 года Правительство Российской Федерации утвердило новую версию Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Целью документа является создание системного подхода к вопросам развития конкуренции на региональном уровне с учетом особенностей экономики каждого субъекта РФ.

Стандарт определяет перечень товарных рынков для содействия развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации.

 

 

Наименование товарного рынка

Наименование ключевого показателя

Минимальное значение ключевого показателя в 2022 году

1.

Рынок услуг дошкольного образования

доля обучающихся дошкольного возраста в частных образовательных организациях, у индивидуальных предпринимателей, реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, в общей численности обучающихся дошкольного возраста в образовательных организациях, у индивидуальных предпринимателей, реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, процентов

1,6, но не менее 1 частной организации

2.

Рынок услуг общего образования

доля обучающихся в частных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общем числе обучающихся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, процентов

1, но не менее 1 частной организации

3.

Рынок услуг среднего профессионального образования

доля обучающихся в частных образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы - образовательные программы среднего профессионального образования, в общем числе обучающихся в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы - образовательные программы среднего профессионального образования, процентов

5, но не менее 1 частной организации

4.

Рынок услуг дополнительного образования детей

доля организаций частной формы собственности в сфере услуг дополнительного образования детей, процентов

5

5.

Рынок услуг детского отдыха и оздоровления

доля организаций отдыха и оздоровления детей частной формы собственности, процентов

20

6.

Рынок медицинских услуг

доля медицинских организаций частной системы здравоохранения, участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, процентов

10

7.

Рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами

доля организаций частной формы собственности в сфере услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами, процентов

60

8.

Рынок психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

доля организаций частной формы собственности в сфере услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, процентов

3

доля детей с ограниченными возможностями здоровья (в возрасте до 3 лет), получающих услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации в частных организациях сферы услуг психолого-педагогического сопровождения детей, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья (в возрасте до 3 лет), получающих услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации, процентов

10

9.

Рынок социальных услуг

доля негосударственных организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги, процентов

10

10.

Рынок ритуальных услуг

доля организаций частной формы собственности в сфере ритуальных услуг, процентов

20

11.

Рынок теплоснабжения (производство тепловой энергии)

доля организаций частной формы собственности в сфере теплоснабжения (производство тепловой энергии), процентов

20

12.

Рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов

доля организаций частной формы собственности в сфере услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, процентов

20

13.

Рынок выполнения работ по благоустройству городской среды

доля организаций частной формы собственности в сфере выполнения работ по благоустройству городской среды, процентов

20

14.

Рынок выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме

доля организаций частной формы собственности в сфере выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, процентов

20

15.

Рынок поставки сжиженного газа в баллонах

доля организаций частной формы собственности в сфере поставки сжиженного газа в баллонах, процентов

50

16.

Рынок купли-продажи электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности)

доля организаций частной формы собственности в сфере купли-продажи электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности), процентов

30

17.

Рынок производства электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности), включая производство электрической энергии (мощности) в режиме когенерации

доля организаций частной формы собственности в сфере производства электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности), включая производство электрической энергии (мощности) в режиме когенерации, процентов

30

18.

Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок

доля услуг (работ) по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, оказанных (выполненных) организациями частной формы собственности, процентов

20

19.

Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок

доля услуг (работ) по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, оказанных (выполненных) организациями частной формы собственности, процентов

30

20.

Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации

доля организаций частной формы собственности в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации, процентов

70

21.

Рынок оказания услуг по ремонту автотранспортных средств

доля организаций частной формы собственности в сфере оказания услуг по ремонту автотранспортных средств, процентов

40

22.

Рынок услуг связи, в том числе услуг по предоставлению широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

увеличение количества объектов государственной и муниципальной собственности, фактически используемых операторами связи для размещения и строительства сетей и сооружений связи, процентов по отношению к показателям 2018 года

20

доля организаций частной формы собственности в сфере оказания услуг по предоставлению широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", процентов

98

23.

Рынок жилищного строительства (за исключением Московского фонда реновации жилой застройки и индивидуального жилищного строительства)

доля организаций частной формы собственности в сфере жилищного строительства (за исключением Московского фонда реновации жилой застройки и индивидуального жилищного строительства), процентов

80

24.

Рынок строительства объектов капитального строительства, за исключением жилищного и дорожного строительства

доля организаций частной формы собственности в сфере строительства объектов капитального строительства, за исключением жилищного и дорожного строительства, процентов

80

25.

Рынок дорожной деятельности (за исключением проектирования)

доля организаций частной формы собственности в сфере дорожной деятельности (за исключением проектирования), процентов

80

26.

Рынок архитектурно-строительного проектирования

доля организаций частной формы собственности в сфере архитектурно-строительного проектирования, процентов

80

27.

Рынок кадастровых и землеустроительных работ

доля организаций частной формы собственности в сфере кадастровых и землеустроительных работ, процентов

80

28.

Рынок реализации сельскохозяйственной продукции

доля сельскохозяйственных потребительских кооперативов в общем объеме реализации сельскохозяйственной продукции, процентов

5

29.

Рынок лабораторных исследований для выдачи ветеринарных сопроводительных документов

доля организаций частной формы собственности в сфере лабораторных исследований для выдачи ветеринарных сопроводительных документов, процентов

20

30.

Рынок племенного животноводства

доля организаций частной формы собственности на рынке племенного животноводства, процентов

20

31.

Рынок семеноводства

доля организаций частной формы собственности на рынке семеноводства, процентов

20

32.

Рынок вылова водных биоресурсов

доля организаций частной формы собственности на рынке вылова водных биоресурсов, процентов

80

33.

Рынок переработки водных биоресурсов

доля организаций частной формы собственности на рынке переработки водных биоресурсов, процентов

80

34.

Рынок товарной аквакультуры

доля организаций частной формы собственности на рынке товарной аквакультуры, процентов

80

35.

Рынок добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения

доля организаций частной формы собственности в сфере добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения, процентов

80

36.

Рынок нефтепродуктов

доля организаций частной формы собственности на рынке нефтепродуктов, процентов

90

37.

Рынок легкой промышленности

доля организаций частной формы собственности в сфере легкой промышленности, процентов

70

38.

Рынок обработки древесины и производства изделий из дерева

доля организаций частной формы собственности в сфере обработки древесины и производства изделий из дерева, процентов

70

39.

Рынок производства кирпича

доля организаций частной формы собственности в сфере производства кирпича, процентов

70

40.

Рынок производства бетона

доля организаций частной формы собственности в сфере производства бетона, процентов

70

41.

Сфера наружной рекламы

доля организаций частной формы собственности в сфере наружной рекламы, процентов

100

 

        В целях исполнения подпункта "б" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 05.04.2017 N Пр-817ГС, а также корректировки плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в Ивановской области издано распоряжение Губернатора Ивановской области от 25.03.2019 N 24-р "О внесении изменений в распоряжение Губернатора Ивановской области от 19.07.2017 N 94-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в Ивановской области".

 

         В целях реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации, подпункта "а" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 05.05.2018 N Пр-817ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 05.04.2018 Губернатор Ивановской области распоряжением от 27.11.2018 N 115-р утвердил перечень ключевых показателей развития конкуренции в Ивановской области

Расчет показателей произведен в соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 29.08.2018 N 1232/18 "Об утверждении Методик по расчету ключевых показателей развития конкуренции в отраслях экономики в субъектах Российской Федерации".

 

Наименование рынков

Факт на 1 января 2018 г.

Планируемые значения ключевых показателей

Ответственный за достижение ключевого показателя

1 января 2019 г.

1 января 2020 г.

1 января 2021 г.

1 января 2022 г.

1. Розничная торговля лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами

92%

92,0%

92,0%

92,0%

92,0%

Департамент здравоохранения Ивановской области

2. Социальные услуги

12,5%

12,5%

12,5%

14,6%

16,7%

Департамент социальной защиты населения Ивановской области

3. Дошкольное образование

8 ед.

8 ед.

8 ед.

8 ед.

8 ед.

Департамент образования Ивановской области

4. Общее образование

3 ед.

3 ед.

3 ед.

3 ед.

3 ед.

Департамент образования Ивановской области

5. Среднее профессиональное образование

4 ед.

5 ед.

5 ед.

5 ед.

5 ед.

Департамент образования Ивановской области

6. Высшее образование

2 ед.

2 ед.

2 ед.

2 ед.

2 ед.

Департамент образования Ивановской области

7. Услуги отдыха и оздоровления детей

92%

92%

92%

92%

92%

Департамент социальной защиты населения Ивановской области

8. Дополнительное образование детей

2,1%

2,3%

2,5%

3,5%

5,0%

Департамент образования Ивановской области

9. Племенное животноводство

100%

100%

100%

100%

100%

Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области

10. Семеноводство

100%

100%

100%

100%

100%

Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области

11. Жилищное строительство (за исключением Московского фонда реновации жилой застройки и индивидуального жилищного строительства)

96,68%

96,7%

96,7%

96,7%

96,7%

Департамент строительства и архитектуры Ивановской области

12. Строительство, за исключением дорожного строительства

98,9%

98,9%

98,9%

98,9%

98,9%

Департамент строительства и архитектуры Ивановской области

13. Дорожная деятельность (за исключением проектирования)

100%

100%

100%

100%

100%

Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области

14. Архитектурно-строительное проектирование

77,8%

78%

79%

80%

80%

Департамент строительства и архитектуры Ивановской области

15. Вылов водных биоресурсов

100%

100%

100%

100%

100%

Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области

16. Переработка водных биоресурсов

100%

100%

100%

100%

100%

Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области

17. Товарная аквакультура

100%

100%

100%

100%

100%

Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области

18. Добыча общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения

100%

100%

100%

100%

100%

Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области

19. Теплоснабжение (производство тепловой энергии)

72,01%

73,91%

73,91%

73,91%

73,91%

Департамент энергетики и тарифов Ивановской области

20. Транспортирование твердых коммунальных отходов

100%

100%

100%

100%

100%

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области

21. Благоустройство городской среды

80%

85%

90%

95%

100%

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области

22. Поставка сжиженного газа в баллонах

100%

100%

100%

100%

100%

Департамент энергетики и тарифов Ивановской области

23. Купля-продажа электроэнергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности)

100%

100%

100%

100%

100%

Департамент энергетики и тарифов Ивановской области

24. Производства электроэнергии (мощности) на розничном рынке, включая производство электрической энергии в режиме когенерации

100%

100%

100%

100%

100%

Департамент энергетики и тарифов Ивановской области

25. Перевозки пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок

99,9%

99,9%

99,9%

99,9%

99,9%

Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области

26. Перевозка пассажиров и багажа легковым такси

100%

100%

100%

100%

100%

Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области

27. Легкая промышленность

100%

100%

100%

100%

100%

Департамент экономического развития и торговли Ивановской области

28. Обработка древесины и производство изделий из дерева

100%

100%

100%

100%

100%

Департамент экономического развития и торговли Ивановской области

29. Производство кирпича

100%

100%

100%

100%

100%

Департамент строительства и архитектуры Ивановской области

30. Производство бетона

100%

100%

100%

100%

100%

Департамент строительства и архитектуры Ивановской области

31. Услуги в сфере наружной рекламы

100%

100%

100%

100%

100%

Департамент внутренней политики Ивановской области

32. Розничный рынок нефтепродуктов

100%

100%

100%

100%

100%

Департамент энергетики и тарифов Ивановской области

33. Услуги связи по предоставлению широкополосного доступа к сети Интернет

100%

100%

100%

100%

100%

Департамент развития информационного общества Ивановской области

33.1. Упрощение доступа операторов связи к объектам инфраструктуры, находящимся в государственной и муниципальной собственности, путем удовлетворения заявок операторов связи, размещения сетей и сооружений связи на объектах государственной и муниципальной собственности

100% **

100%

100%

100%

100%

Департамент развития информационного общества Ивановской области

         В соответствии с пунктом 59 Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. N 768-р, в целях общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по развитию конкуренции на заседаниях общественных советов при территориальных органах Федеральной антимонопольной службы, проводимых не реже 1 раза в 6 месяцев, обсуждаются вопросы достижения ключевых показателей развития конкуренции и внедрения стандарта.

Приложенные файлы
Доклад_Строгановой_О.П.-1556544405.docx (32,3 КБ)
Наверх