Результаты правоприменительной практики Ивановского УФАС России в сфере закупок в 2019 году (докладчик - Михеева Т.А.)
14 ноября 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад Михеевой Т.А.,

заместителя руководителя Ивановского УФАС России

 

«Результаты правоприменительной практики

 Ивановского УФАС России в сфере закупок в 2019 году»

 

Федеральный закон  от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» определил основополагающие принципы законодательства о контрактной системе:

-  принцип открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок,

- принцип обеспечения конкуренции,

- принцип профессионализма заказчиков,

- принцип  стимулирования инноваций,

- принцип единства контрактной системы в сфере закупок,

- принцип  ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Поставщики (исполнители, подрядчики) активно борются с нарушениями законодательства о контрактной системе, как правило, путем реализации своего права, предусмотренного законом (глава 6 ФЗ №44-ФЗ) – подачи жалобы в антимонопольный орган на действия (бездействие) заказчиков, комиссий и иных субъектов при осуществлении закупок.

По результатам десяти месяцев 2019 года количество поступивших в Ивановское УФАС России жалоб 244, из которых:

- 33 жалобы на нарушения, допущенные при осуществлении закупок для федеральных нужд;

- 104 жалобы на нарушения, допущенные при осуществлении закупок для областных нужд;

- 107 жалоб на нарушения, допущенные при осуществлении закупок для муниципальных нужд;

 

- 64 жалоб было возвращено заявителям (26%), в связи с несоблюдением требований, предъявляемых к жалобе статьей 105 ФЗ №44-ФЗ;

- 22 жалобы отозвано заявителями (9%);

- 16 жалоб направлено по подведомственности (6%);

- 81 жалоба признана необоснованной (57% от рассмотренных);

- 61 жалоба признана обоснованной (43% от рассмотренных).

При этом в отношении закупок, при проведении которых выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, Ивановским УФАС России было выдано 57 предписаний об устранении допущенных нарушений.

50 предписаний исполнено в добровольном порядке, 3 предписания исполнены после обжалования в суде, 2 предписания отменено судом, 2 предписания в настоящее время обжалуются в Арбитражном суде Ивановской области.

В ряде случаев при установлении нарушений законодательства предписания не выдавались по следующим основаниям:

- было установлено, что в результате действий заказчика (конкурсной, аукционной, котировочной комиссий), хотя и вступающих в противоречие с нормами ФЗ №44-ФЗ, права и законные интересы участников закупки нарушены не были;

- заказчиком до момента рассмотрения жалобы по существу были по собственной инициативе внесены изменения в документацию о закупке;

- в случае наличия на момент рассмотрения жалобы по существу заключенного государственного или муниципального контракта.

 

В отчетный период Ивановским УФАС России было выявлено 88 нарушений законодательства о контрактной системе.

Наиболее часто встречающимися нарушениями в сфере закупок являются:

1) утверждение документации о закупке или извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований законодательства о контрактной системе, в том числе:

- неустановление в извещении о проведении электронного аукциона  исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе – о наличии лицензии, выписки о членстве в СРО, документов в соответствии с дополнительными требованиями, установленными Постановлением Правительства от 04.02.2015 №99;

- установление заказчиком сроков для выполнения работ, неправомерно сокращенных по сравнению с нормативно установленными сроками;

- описание объекта закупки без использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (статья 33 ФЗ №44-ФЗ) – установление характеристик товаров в противоречие с ГОСТами или указание нестандартных характеристик без обоснования их использования;

- установление в документации о закупке требований к товару, работе, услуге, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (статья 33 ФЗ №44-ФЗ);

- нарушения, связанные с формированием условий проекта контракта, предусмотренных статьей 34 ФЗ №44-ФЗ:

- неуказание в проекте контракта срока его действия (или сроков оплаты и выполнения работ), вследствие чего у участников закупки отсутствует возможность рассчитать срок действия банковской гарантии;

- неуказание сроков и порядка приемки товара, работ, услуг;

- указание размеров штрафов за ненадлежащее исполнение сторонами условий контракта в противоречие требованиям законодательства о контрактной системе;

- указание сроков оплаты товаров, работ, услуг, противоречащих требованиям ФЗ №44-ФЗ;

- указание условий исполнения контракта, отличающихся от указанных в извещении о проведении закупки или аукционной документации;

2) нарушение порядка отбора участников закупки (статьи 67 и 69 ФЗ №44-ФЗ);

3) оформление протокола рассмотрения заявок с нарушением требований, установленных статьей 67 и 69 ФЗ №44-ФЗ) – неуказание в протоколе положений документации, которым не соответствует заявка и (или) положений заявки, которые не соответствуют аукционной документации;

4) нарушение заказчиком порядка заключения контракта.

 

В случае выявления нарушений требований законодательства о контрактной системе Ивановским УФАС России ведется активная работа по возбуждению в отношении виновных должностных лиц административных дел и привлечению их к административной ответственности.

В отчетном периоде 2019 года Ивановским УФАС России  в отношении должностных лиц федеральных, государственных и муниципальных заказчиков, членов конкурсных, аукционных, котировочных, единых комиссий было  возбуждено  188 дел.

По итогам рассмотрения административных дел вынесено 182 постановления о наложении штрафа на общую сумму 1 647 972 руб., из которых 145 на сумму 983 572 руб. были исполнены привлеченными к ответственности лицами добровольно, 33 находятся в стадии исполнения, 4 - отменено судами.

Наиболее распространенными административными правонарушениями являются:

- размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, подлежащих размещению, с нарушением требований, предусмотренных ФЗ №44-ФЗ (9 дел – 4%);

- утверждение конкурсной документации, документации об электронном аукционе, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (121 дело – 66%);

- отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (10 дел – 5%);

- отклонение заявки на участие в запросе котировок, отстранение участника закупки от участия в запросе предложений по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, (3 дела – 1%);

- непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов (10 дел – 5%).

В отчетном периоде 2019 года в Ивановское УФАС России поступило 134 обращения о включении лиц в реестр недобросовестных поставщиков, по результатам рассмотрения которых, было принято 37 решений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.  

Основные нарушения, допускаемые заказчиками при признании лица, уклонившимся от заключения либо исполнения контракта:

1. Несоблюдение сроков направления в Ивановское УФАС информации, подлежащей включению, либо направление этой информации не в полном объеме.

2. Несоблюдение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта: - нарушение ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе: заказчики не направляют решения об одностороннем отказе всеми способами,  предусмотренными Законом о контрактной системе, не размещают решения об одностороннем отказе на официальном сайте, нарушают сроки такого размещения (один рабочий день, следующий за датой расторжения контракта); - заказчики не выдерживают 10-дневный срок, установленный Законом о контрактной системе, для вступления решения об одностороннем отказе в силу и расторжения контракта.

В случае выявления нарушения при расторжении контракта, допущенного Заказчиком, при рассмотрении дела в Ивановском УФАС, и сведения о недобросовестном поставщике в Реестр внесены не будут, и Заказчик будет привлечен к административной ответственности («нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта» штраф 50 тыс. руб. ч.6 ст. 7.32 КоАП).

3. Не оформление заказчиками и исполнителями надлежащим образом официальной переписки (претензионной работы) по исполнению контракта, что впоследствии усложняет процесс рассмотрения вопроса о включении в РНП и последующие судебные споры.

За нарушения, допущенные заказчиками по ненаправлению или несвоевременному направлению в Ивановское УФАС России информации, подлежащей включению в РНП в отчетном периоде было возбуждено 2 дела, сумма штрафов 40 тыс. рублей.

Приложенные файлы
Публичные_слушания_-_доклад_Михеевой_Т.А.-1573718936.doc (70,0 КБ)
Наверх