Итоги деятельности Ивановского УФАС России по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства за 1-ое полугодие 2020 года (докладчик - Строганова О.П.)
25 августа 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад Строгановой О.П.,

заместителя руководителя управления – начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти

 Ивановского УФАС России

 

«Итоги деятельности Ивановского УФАС России

по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства

за 1-ое полугодие 2020 года»

 

В первом полугодии 2020 года в Ивановское УФАС России поступило 229 заявлений (жалоб) на нарушение Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Количество поступивших заявлений

Закон о защите конкуренции

1-ое полугодие

 2018 года

1-ое полугодие

 2019 года

1-ое полугодие

 2020 года

  • деятельность (статьи 10,11,11.1)

73

103

174

Недобросовестная конкуренция (статьи 14.1-14.8)

12

11

9

Антиконкурентные действия органов государственной власти и местного самоуправления (статьи 15,16,17.1, 18,19-21)

11

29

27

Антиконкурентные действия при проведении торгов (статья 17)

17

16

11

Жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства

(статья 18.1)

8

25

8

ИТОГО поступивших обращений

121

184

229

 

Большая часть поступивших заявлений, по-прежнему, касается признаков нарушений статьи 10 Закона о защите конкуренции – запрет на злоупотребление доминирующим положением.

Первое полугодие 2020 года характеризуется пандемией коронавирусной инфекции.

В связи с принятием  Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 №438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Ивановское УФАС России в первом полугодии 2020 года не проводило проверок хозяйствующих субъектов.

Во исполнение поручений ФАС России рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства (дел об административных правонарушениях), назначенных на апрель – май 2020 г., откладывалось на более поздние сроки.

В настоящее время указанные дела рассматриваются преимущественно путем использования программ, обеспечивающих голосовую видеосвязь посредством сети «Интернет».

В период пандемии заявители в основном жаловались на высокие цены на средства индивидуальной защиты и их отсутствие в аптечных учреждениях.

Во исполнение поручения ФАС России от 03.02.2020 №АЦ/7399-ПР/20, в соответствии с п.20 Протокола заседания оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории РФ под председательством Заместителя Председателя Правительства РФ Голиковой Т.А. от 31.01.2020 №2 территориальные органы Федеральной антимонопольной службы проводили ежедневный мониторинг цен на маски медицинские и их наличие в аптечных учреждениях.

По результатам мониторинга установлено, что на территории Ивановской области рост цен на медицинские маски был обусловлен дефицитом и ростом цен у поставщиков, зарегистрированных в других регионах Российской Федерации. Соответствующая информация была представлена в ФАС России.

В настоящее время ситуация на рынке средств индивидуальной защиты стабилизировалась. Максимальная цена на маску медицинскую не превышает 30 руб., дефицита средств индивидуальной защиты не наблюдается.

В связи с внесением изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 01.04.2020 №99-ФЗ в части наделения Росздравнадзора полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях по части 4 статьи  14.4.2 КоАП РФ) Ивановское УФАС России активно привлекает территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ивановской области к осуществлению государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Одним из основных направлений деятельности Ивановского УФАС России является предупреждение и пресечение антиконкурентных соглашений.

12 мая 2020 года Ивановское УФАС России завершило рассмотрение дела №037/01/11-259/2019 и признало ООО «Объединенная строительная компания» и ООО «СтройГрад» нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем заключения и участия в соглашении (картеле), которое привело к поддержанию цен на торгах №№0133200001718000977, 0133200001717002989, 0133200001718000516, 0133200001718000791, 0333100002317000322.

В силу пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе к установлению, снижению или поддержанию цен на торгах.

ООО «ОСК» и ООО «СтройГрад» при участии в открытых аукционах в электронной форме №№0133200001718000977, 0133200001717002989, 0133200001718000516, 0133200001718000791, 0333100002317000322 в силу достигнутой договоренности отказались от конкурентной борьбы, отказались от соперничества, отказались от самостоятельных действий.

ООО «ОСК» предоставило исполнительному директору ООО «СтройГрад» возможность участвовать в указанных аукционах за себя.

Действия Ответчиков выражались в действиях одного лица - исполнительного директора ООО «СтройГрад», которое определяло поведение хозяйствующих субъектов в аукционах, подавало заявки и ценовые предложения, определяло предельную цену снижения контрактов.

Доход ООО «ОСК» от участия в аукционах, прошедших в условиях антиконкурентного соглашения между ответчиками, составил 18 114 197,54 руб.

Доход ООО «СтройГрад» от участия в аукционах, прошедших в условиях антиконкурентного соглашения между ответчиками, составил 27 382 136,13 руб.

28 мая 2020 года Ивановское УФАС России завершило рассмотрение дела №037/01/16-414/2019 и признало Администрацию Южского муниципального района Ивановской области и ООО «Объединенные котельные» нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции.

Нарушение выразилось в достижении и реализации соглашения между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, имеющего своей целью оставление муниципального имущества (котельных №1 и №3) во владении ООО «Объединенные котельные», в том числе посредством создания преимущественных условий при подготовке инициативной концессии и формировании условий концессионного соглашения, соответствующих интересам и финансовым возможностям ООО «Объединенные котельные», которое привело к ограничению конкуренции иным хозяйствующим субъектам при инициировании процедуры заключения концессионного соглашения для доступа на рынок теплоснабжения Южского городского поселения.

Последовательными действиями участников антиконкурентного соглашения был исключен доступ иных лиц (ООО «Тепло людям.Южа» и ООО «ИБК») для инициирования процедуры заключения концессионного соглашения для доступа на рынок теплоснабжения Южского городского поселения и созданы преимущественные условия ООО «Объединенные котельные» в рассмотрении документов на заключение концессионного соглашения перед другими хозяйствующими субъектами.

В отчетный период, руководствуясь статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, Ивановское УФАС России выдало предупреждения по признакам нарушения пунктов 3 и 5 статьи 10, статьи 14.8 и статьи 15 Закона о защите конкуренции, в частности были выданы следующие предупреждения.

18.05.2020 в связи с наличием в действиях МУП «Коммунальщик» признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в  уклонении от заключения договора холодного водоснабжения по заявкам от 10.10.2019 №29-10, от 10.12.2019 №64-12 путем отклонения заявок ООО «ИСток» по основанию не предоставления схемы расположения водопроводных сетей, не предусмотренной п. 17 Правил холодного водоснабжения и водоотведения,  утвержденных Постановлением Правительства  РФ от 29.07.2013 №644, а также в оставлении без рассмотрения заявки о выдаче технических условий на установку прибора учета холодного водоснабжения от 10.10.2019 №28-10, Ивановское УФАС России выдало предупреждение МУП «Коммунальщик» о прекращении указанных действий. Предупреждение исполнено.

При рассмотрении заявления АО «Ритуал» Ивановское УФАС России в действиях ООО «ФПД», выразившихся в размещении на своем сайте в сети Интернет информации, вводящей в заблуждение потребителей, а именно информации о том, что услуги оказываются ООО «Федеральный похоронный дом», усмотрело признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

Фирменное наименование (или в данном случае, коммерческое обозначение), содержащее слово «Федеральный» расценивается как производное от слова «Федерация», что вызывает стойкую ассоциацию потребителей с участием государства в деятельности данной организации либо особой значимостью данной организации в государственных интересах.

Таким образом, использование фирменного наименования или коммерческого обозначения, содержащего слово «федеральный», способно ввести потребителей в заблуждение в отношении принадлежности такой организации к органам государственной власти федерального уровня.

 ООО «ФПД» было выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий, для чего ООО «ФПД» надлежало убрать с официального сайта указанную недостоверную информацию. Предупреждение исполнено.

27.01.2020 Администрации городского округа Тейково было выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержали признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции в сфере организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом, путем заключения контракта №1-пп на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам городского округа Тейково Ивановской области: №№1-к, 2-к, 3-к, 4-к от 26.08.2019 с ИП Зиминой Е.А. как с единственным исполнителем. 

Во исполнение указанного предупреждения 07.02.2020 администрация объявила о проведении открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по указанным муниципальным маршрутам на территории городского округа Тейково, 16.03.2020 был определен победитель торгов.

 

В первом полугодии 2020 г. Ивановское УФАС России  рассмотрело заявление Администрации Савинского муниципального района Ивановской области о даче согласия на предоставление муниципальной преференции АО «Савинский Теплосервис» путем передачи в залог недвижимого имущества, являющегося собственностью Савинского городского поселения Савинского муниципального района Ивановской области, для обеспечения обязательства АО «Савинский Теплосервис» перед ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» по оплате за поставленный природный газ.

Администрация предполагала предоставить муниципальную преференцию АО «Савинский Теплосервис» в целях социального обеспечения населения в рамках осуществления Савинским городским поселением полномочий по обеспечению надежного теплоснабжения потребителей на территории поселения.

Социальное обеспечение -  это комплекс мер по созданию условий для оказания материальной поддержки и помощи гражданам, поддержанию их уровня жизни, отвечающего целям социального государства и установленным в стране и на международном уровне стандартам. Прежде всего, речь идет о системе пособий, выплат и пенсий по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и т.п.

Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации установлены в Федеральном законе от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

В статьях 20, 21 Закона об основах социального обслуживания граждан приведен перечень видов социальных услуг, к которым относятся услуги: социально-бытовые; социально-медицинские; социально-психологические; социально-педагогические; социально-трудовые; социально-правовые; услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности; срочные социальные услуги.

Однако деятельность АО «Савинский Теплосервис» по производству, передаче и распределению пара и горячей воды не может быть отнесена к формам социальной защиты (социального обеспечения) населения.

Таким образом, муниципальная преференция не соответствовала целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Ивановское УФАС России приняло решение об отказе в предоставлении муниципальной преференции.

Предоставление государственной или муниципальной преференции это исключительный случай и не должно быть обусловлено бездействием органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части исполнения своих полномочий.

В первом полугодии 2020 года в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение антимонопольного законодательства наложено штрафов:

- статья 7.32.4 (нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов) 30 тыс. руб.;

-  статья 9.21 (нарушение порядка подключения (технологического присоединения) 120 тыс. руб.;

- статья 14.31 (совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации) 856 тыс. 144 руб.;

- статья 14.32 (заключение ограничивающего конкуренцию соглашения) 419 тыс. 793 руб.;

- статья 14.9 (ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления) 15 тыс. руб.;

- иные статьи - 200 тыс. руб.

В 1-ом полугодии 2020 года Ивановское УФАС России активно работало в целях реализации Федерального закона от 27.12.2019 №485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее- Закон №485-ФЗ).

В отчетный период в Ивановское УФАС России поступило одно заявление по признакам нарушения статьи 35.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения которого на настоящий момент нарушений антимонопольного законодательства не выявлено. Однако Администрации Савинского муниципального района Ивановской области направлены рекомендации о приведении устава Савинского МУТПП «Альтернатива-2» в срок не позднее 01.01.2025 в соответствие с положениями Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В целях предупреждения нарушений антимонопольного законодательства при создании унитарных предприятий или изменении видов их деятельности Ивановское УФАС России направило главам городских округов и муниципальных районов Ивановской области письмо от 23.04.2020 № 02-30/1364, в котором напомнило о вступлении в силу с 08.01.2020 Закона №485-ФЗ и просило ускорить разработку плана мероприятий по реформированию унитарных предприятий.

В адрес Губернатора Ивановской области С.С. Воскресенского Ивановское УФАС России направило письмо от 24.04.2020 №02-30/1373 с просьбой ускорить разработку плана мероприятий по реформированию унитарных предприятий.

28.05.2020 Ивановское УФАС России провело публичные слушания (публичное обсуждение) по вопросам правоприменительной практик по теме «Антимонопольные требования к созданию унитарных предприятий и осуществлению их деятельности». Мероприятие проводилось в формате онлайн-трансляции в сети «Интернет» на официальном «YouTube» канале Ивановского УФАС России.

19.06.2020 Ивановское УФАС России обеспечило участие в селекторном совещании по вопросу реализации Закона №485-ФЗ, проводимым Федеральной антимонопольной службой, представителей органов исполнительной власти Ивановской области, курирующих вопросы, связанные с деятельностью унитарных предприятий.

29.06.2020 Департамент управления имуществом Ивановской области представил в Ивановское УФАС России проект плана мероприятий по реформированию унитарных предприятий на период до 1 января 2025 года, который планируется утвердить в срок до 01.09.2020.

Ивановское УФАС России направило свои замечания к указанному проекту и проконсультировало сотрудников Департамента управления имуществом Ивановской области по возникшим вопросам.

В соответствии с частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции не допускается создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением случаев:

1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;

3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;

7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.

 Государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые созданы до дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2019 №485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее - Закон №485-ФЗ) и осуществляют деятельность на товарных рынках в Российской Федерации, находящихся в условиях конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 1 января 2025 года.

Кроме того, согласно части 2 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции не допускается деятельность унитарных предприятий на товарных рынках Российской Федерации, находящихся в состоянии конкуренции, в случаях, не предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если выручка унитарного предприятия от такой деятельности превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год. Ограничения, предусмотренные настоящей частью, не применяются к унитарным предприятиям в случаях, указанных в пунктах 1, 2 и 7 части 1 настоящей статьи.

Однако, если унитарное предприятие создано до вступления в силу Закона №485-ФЗ и в определенных географических границах не имеет конкурентов, то допускается сохранение данного унитарного предприятия.

При этом следует учитывать, что Президент Российской Федерации  В.В. Путин Указом от 21.12.2017  №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» определил, что приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления  является активное содействие развитию конкуренции.

Данным указом утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы (далее – Национальный план).

Мероприятия Национального плана направлены на достижение, в том числе следующего ключевого показателя - обеспечение во всех отраслях экономики Российской Федерации, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу.

Таким образом, Ивановское УФАС России обеспечило оказание необходимого методического и консультативного содействия органам исполнительной власти Ивановской области и местного самоуправления в части реализации Закона №485-ФЗ.

Приложенные файлы
Доклад_Строгановой_О.П.-1598352511.docx (41,2 КБ)
Наверх