Практика правоприменения федеральных законов №44-ФЗ и №223-ФЗ в сфере тарифного регулирования (докладчик - Бугаева С.Е.)
20 ноября 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад Бугаевой С.Е.,

заместителя начальника

Департамента энергетики и тарифов Ивановской области

 

«Практика правоприменения федеральных законов

№44-ФЗ и №223-ФЗ в сфере тарифного регулирования»

Центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим нормативное правовое регулирование, функции по контролю (надзору) устанавливаемых государством цен (тарифов) и надбавок в ряде сфер является Департамент энергетики и тарифов Ивановской области.

К основным задачам Департамента относится:

1. Установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, розничных цен на природный и сжиженный газ, реализуемый населению, тарифов (цен), надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций водопроводно-канализационного хозяйства, организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых коммунальных отходов, а также в сфере транспорта и социально значимых услуг.

2. Соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей товаров и услуг в регулируемых Департаментом сферах.

3. Контроль (надзор) за применением установленных Департаментом цен (тарифов) и надбавок.

С целью соблюдения вышеуказанных основных задач Департамент проводит экспертизу тарифных предложений регулируемых организаций на их экономическую обоснованность.

При определении фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в том числе цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения конкурсной процедуры.

Подразумевается, что для подтверждения экономически обоснованных расходов (цен) организации обязаны направлять в Департамент заявление об установлении тарифа с приложением обосновывающих материалов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в соответствующей сфере, включая расчет расходов на оказание регулируемого вида деятельности и экономическое обоснование исходных данных, а также копии документов, подтверждающих проведение организацией закупки товаров (работ, услуг) в соответствии с положениями 44-ФЗ или 223-ФЗ (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения данной процедуры, и, конечно же, договор).

Данный подход закреплен постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике»; постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»; постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» и постановлением Правительства РФ от 30 мая 2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

Зачастую, организации пренебрегают положениями федерального законодательства при предоставлении обосновывающих материалов, в части отсутствия подтверждающих документов закупки товаров (работ, услуг), что влечет за собой исключение понесенных расходов при формировании тарифа (цены).

Как итог, не согласившись с утвержденным уровнем тарифа (цены) организации обращаются с заявлением в ФАС России о рассмотрении споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) или в судебные органы власти за защитой своих нарушенных прав.

По данной категории дел сложилась обширная судебная практика, в качестве примера остановлюсь лишь на некоторых из них.

Так в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2019 № 87-АПА19-9 по исковому заявлению ООО "ЭкоТехноМенеджмент" о признании недействующими постановлений департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 25 октября 2018 г. N 18/297 "Об утверждении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Костромской области" суд установил об обоснованном исключении органом регулирования затрат организации, при не предоставлении документов, подтверждающих проведение организацией конкурной процедуры закупки товаров (работ, услуг).

Также в качестве примера хотелось сослаться на решение Ивановского областного суда от 31.07.2017 по делу № 3а-31/2017 по административному исковому заявлению МУП "Водоканал" к Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области о признании недействующим в части Постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2016 года N 124-к/12 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Кинешма", в рамках рассмотрения, которого суд пришел к выводу, что «в соответствии с подпунктом «л» пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, обязанность предоставления к заявлению об установлении тарифов среди прочих документов копий документов, подтверждающих проведение организацией закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке лежит на организации. В случае непредставления таких документов в соответствии с п. 15 названных Правил Департамент вправе рассмотреть дело об установлении тарифа, исходя из имеющих экономическое обоснование документов».

Аналогичной позиции придерживается и ФАС России. Так в своем ответе на обращение Департамента антимонопольный орган поясняет:

«…Решение о включении лизинговых платежей в необходимую валовую выручку регулируемых организаций принимается органом регулирования тарифов на основании представленных такими организациями обосновывающих материалов, в том числе расчета размера лизинговых платежей, экономического обоснования необходимости приобретения имущества в лизинг для целей осуществления регулируемых видов деятельности, информации о выборе компании–лизингодателя по результатам закупочных процедур, договоров лизинга, расчетно-платежных документов по договорам лизинга и иных документов, …».

Как видно из перечисленных примеров в любой сфере регулирования и по любой статье затрат на организации возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления тарифа, в том числе и документы, подтверждающие проведение организацией закупки товаров (работ, услуг) в соответствии с положениями 44-ФЗ или 223-ФЗ. Неисполнение данной обязанности могут иметь неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, расходов.

В заключение хотелось бы отметить, что организации, находящиеся на регулировании, являются коммерческими организациями и профессиональными участниками рынка и должны быть заинтересованы в проявлении инициативы по предоставлению обосновывающих материалов для установления уровня тарифа, достаточного для осуществления своей деятельности.

Приложенные файлы
Доклад_Бугаевой_С.Е.-1575465312.docx (17,6 КБ)
Наверх