Об опыте внедрения антимонопольного комплаенса хозяйствующими субъектами (докладчик - Крутова М.В.)
29 апреля 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад Крутовой М.В.,

помощника руководителя Ивановского УФАС России

 

«Об опыте внедрения антимонопольного комплаенса

хозяйствующими субъектами»

 

Развитие антимонопольного законодательства направлено на переход от "карательной" функции ФАС России к "регулятивной". Одним из элементов регулятивной функции антимонопольного ведомства является внедрение института антимонопольного комплаенса. Обсуждение вопросов применения антимонопольного комплаенса в деятельности российских компаний является одним из главных трендов последних лет. Вместе с тем для внедрения антимонопольного комплаенса, как и для любого нового "механизма", требуется время для формирования терминологического аппарата, создания правовой базы, формирования правоприменительной практики. Можно констатировать, что внедрение института антимонопольного комплаенса находится на ранней стадии развития.

На сегодняшний день законодательно закрепленного понятия "антимонопольный комплаенс" или его российского аналога "система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства" Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" не содержит. Антимонопольным ведомством разработан законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", в котором понятие "антимонопольный комплаенс" звучит в следующей редакции:

"система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) - совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом (актами) хозяйствующего субъекта либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, если такие внутренние акты распространяются на такого хозяйствующего субъекта, и направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения".

Законопроектом предусмотрено, что для организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства хозяйствующий субъект принимает внутренний акт (акты) и (или) применяет иные внутренние акты, в том числе другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, если такие внутренние акты распространяются на хозяйствующего субъекта, которые в совокупности должны содержать:

1) требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением хозяйствующим субъектом своей деятельности;

2) меры, направленные на снижение хозяйствующим субъектом рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением своей деятельности;

3) меры, направленные на осуществление хозяйствующим субъектом контроля за функционированием антимонопольного комплаенса;

4) порядок ознакомления работников хозяйствующего субъекта с данным актом (актами) и (или) данными документами (внутренними политиками, кодексами);

5) информацию о должностном лице, ответственном за функционирование антимонопольного комплаенса.

Хозяйствующий субъект вправе включить в указанный внутренний акт (акты) дополнительные требования к организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Информация о принятии (применении) внутреннего акта (актов) размещается хозяйствующим субъектом на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Другими словами, антимонопольный комплаенс – это наличие у хозяйствующего субъекта работающего внутреннего механизма, препятствующего нарушению антимонопольного законодательства.

Законопроект содержит ряд поощрительных норм, которые должны стимулировать компании к введению системы антимонопольного комплаенса. В частности, предусматривается внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), суть которых состоит в том, что реализация функционирующей системы предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, если она предшествовала совершению таких правонарушений, является основанием для смягчения административной ответственности. Так, размер административного штрафа может быть уменьшен на 1/8 разности максимального и минимального штрафов, предусмотренных за совершение такого административного правонарушения.

Учитывая, что антимонопольный комплаенс в случае принятия Законопроекта будет являться прямо поименованным смягчающим обстоятельством, можно предположить, что вероятность того, что оно будет активно учитываться в делах о нарушении антимонопольного законодательства, достаточно велика. В то же время Законопроект прямо устанавливает, что обязанность доказывания организации и функционирования системы антимонопольного комплаенса лежит на самом хозяйствующем субъекте. Таким образом, для того, чтобы воспользоваться поощрительными механизмами, компаниям следует иметь необходимую и достаточную базу внутренних документов и сведений, подтверждающих внедрение системы предупреждения антимонопольных рисков, а также выполнить иные обязательные требования, предусмотренные Законопроектом.

 

Несмотря на отсутствие на сегодняшний день законодательно закрепленного понятия «антимонопольный комплаенс», оно фигурирует в ряде других актах о развитии конкуренции в России.

ФАС России принята Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг. (далее - Стратегия). В п. 2.1.1 Стратегии "Развитие и совершенствование институтов, предупреждающих правонарушения в сфере антимонопольного законодательства" предусмотрена разработка и внедрение на законодательном уровне нормы, стимулирующей внедрение систем комплаенса (корпоративных мер, направленных на предотвращение нарушений антимонопольного законодательства) среди хозяйствующих субъектов, ассоциаций (союзов) участников товарных рынков.

Более того, Указом Президента РФ от 21 декабря 2017 г. №618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" определено в качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции в том числе "стимулирование хозяйствующих субъектов, в том числе занимающих доминирующее положение на товарных рынках, внедряющих систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства".

Как мы видим, антимонопольная служба и Правительство РФ прикладывают немало усилий для успешного развития института антимонопольного комплаенса в России. Бизнес, как вторая обязательная составляющая этого процесса, делает для этого тоже немало, причем на свой страх и риск.

Например, известно о внедрении антимонопольного комплаенса такими крупными компаниями, как ООО "Пивоваренная компания "Балтика", ПАО "МТС", Государственная компания «Российские автомобильные дороги» (ГК "Автодор"), ПАО «Якутская топливно-энергетическая компания», крупнейшая интегрированная нефтехимическая компания России ПАО «СИБУР Холдинг» и другими.

Внедрение антимонопольного комплаенса до последнего времени имело лишь одну цель – предотвращение нарушений антимонопольного законодательства, а, следовательно, снижение рисков быть привлеченным к ответственности за такое нарушение. Однако с 1 марта 2018 года появился и первый ощутимый плюс от внедрения систем антимонопольного комплаенса. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.03.2018 №213 утверждены критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации. Одним из критериев снижения степени риска по данному Постановлению является "функционирование у хозяйствующего субъекта в течение не менее одного года на день принятия решения о присвоении (изменении) категории риска системы правовых и организационных мер, направленных на соблюдение таким хозяйствующим субъектом требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, предусмотренной внутренним актом (актами) хозяйствующего субъекта либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, если такие внутренние акты применяются к хозяйствующему субъекту".

Таким образом, на сегодняшний день можно констатировать появление в России нормативно-правовой базы, определяющей место и роль антимонопольного комплаенса в системе мер по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства, а также первый опыт внедрения таких систем в правовую культуру российского бизнеса.

Отметим, что под антимонопольным комплаенсом, в самом широком понимании, следует понимать такую внутреннюю систему, которая позволит эффективно оградить хозяйствующий субъект не только от нарушений антимонопольного, но и от нарушений иного, смежного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на ФАС России.

Однако, зачем хозяйствующему субъекту внедрение антимонопольного комплаенса в целом по всем вышеуказанным нормам и запретам, если он в принципе не может злоупотреблять доминирующим положением, не размещает рекламу, а участвует только в торгах? Его может интересовать недопущение нарушений его сотрудниками запретов на картели и сговоры с органами власти, недобросовестная конкуренция, соблюдение законодательства о контрактной системе.

Следовательно, классификация антимонопольного комплаенса, выделение отдельных самостоятельных "видов антимонопольного комплаенса" позволят в последующем каждому хозяйствующему субъекту определить объективно необходимый "объем разработки и внедрения антимонопольного комплаенса" индивидуально, исходя из его фактической деятельности.

Виды антимонопольного комплаенса

 

п/п

Вид антимонопольного комплаенса

Направлен на создание условий, позволяющих не допускать нарушения:

1

Злоупотребление доминирующим положением

- запретов на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (ст. 10 Закона о защите конкуренции);

2

Антиконкурентные соглашения и согласованные действия

- запретов на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов (ст. 11, п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции) (отдельно можно выделять блок со сговорами на торгах - как наиболее массовый сегмент нарушений);

- запретов на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти... (ст. 16 Закона о защите конкуренции);

- запретов на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию (ст. 11.1 Закона о защите конкуренции);

3

НДК (недобросовестная конкуренция)

- запретов на все формы недобросовестной конкуренции (ст. 14.1 - 14.8 Закона о защите конкуренции);

4

Ограничение конкуренции органами власти

- запретов на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти... (ст. 15 Закона о защите конкуренции);

5

Антимонопольные требования к торгам

- антимонопольных требований к торгам, особенностей заключения договоров с финансовыми организациями, порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (гл. 4 Закона о защите конкуренции)

6

Преференции

- порядка предоставления государственной или муниципальной преференции (ст. 20 Закона о защите конкуренции)

7

Иностранные инвестиции

- порядка осуществления иностранных инвестиций (Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" от 29.04.2008 №57-ФЗ);

8

Экономконцентрация

- государственного контроля за экономической концентрацией (гл. 7 Закона о защите конкуренции);

9

Требования конкурентных процедур

- требований к проведению и участию в конкурентных процедурах, установленных Законами №44-ФЗ и №223-ФЗ, а также иного отраслевого законодательства (например, порядок государственного и муниципального имущества установлен в Федеральном законе от 21.12.2001 №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества");

10

Реклама

- требований к рекламе (Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 №38-ФЗ);

11

Гособоронзаказ

- законодательства в сфере гособоронзаказа (Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" от 29.12.2012 №275-ФЗ);

12

Торговля

- законодательства о торговой деятельности (Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009 №381-ФЗ);

13

Естественные монополии

- ограничений и обязательств, связанных с деятельностью естественных монополий (Федеральный закон "О естественных монополиях" от 17.08.1995 №147-ФЗ, Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 №135-ФЗ);

14

Тарифное регулирование

- требований законодательства в сфере тарифного регулирования

 

Конечно, нужно понимать, что такое разделение достаточно условно, но удобство такого подхода видится в возможности выбора хозяйствующим субъектом интересующих его и необходимых ему видов антимонопольного комплаенса, а также последующей разработке системы с учетом существующих потребностей.

В заключение отметим, что на данном этапе развития института антимонопольного комплаенса в России очень важно правильно обозначить приоритеты и способы государственного стимулирования внедрения таких систем. Расширение круга хозяйствующих субъектов, имеющих действующий антимонопольный комплаенс, а не фиктивное его внедрение - отличный способ повышения культуры конкуренции и снижения рисков нарушений антимонопольного законодательства.

Приложенные файлы
Доклад_Крутовой_М.В.-1556544715.doc (88,0 КБ)
Наверх