Доклад Строгановой О.П.,
заместителя руководителя управления – начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти Ивановского УФАС России
«Итоги деятельности Ивановского УФАС России по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства за 1-ое полугодие 2019 года»
В первом полугодии 2019 года в Ивановское УФАС России поступило 184 заявления (жалобы) на нарушение Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
Количество поступивших заявлений
Закон о защите конкуренции |
1-ое полугодие 2018 года |
1-ое полугодие 2019 года |
|
73 |
103 |
Недобросовестная конкуренция (статьи 14.1-14.8) |
12 |
11 |
Антиконкурентные действия органов государственной власти и местного самоуправления (статьи 15,16,17.1, 18,19-21) |
11 |
29 |
Антиконкурентные действия при проведении торгов (статья 17) |
17 |
16 |
Жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (статья 18.1) |
8 |
25 |
ИТОГО поступивших обращений |
121 |
184 |
Большая часть поступивших заявлений по-прежнему касается признаков нарушений статьи 10 Закона о защите конкуренции – запрет на злоупотребление доминирующим положением.
Значительное количество допущенных нарушений устранено во исполнение предупреждений Ивановского УФАС России до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В первом полугодии 2019 года выдано 10 предупреждений органам местного самоуправления о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (ст. 15 Закона о защите конкуренции), 6 предупреждений хозяйствующим субъектам о прекращении злоупотребления доминирующим положением (ст. 10 Закона о защите конкуренции).
В случае невыполнения предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, Ивановское УФАС России возбуждает дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В 1-ом полугодии 2019 года было возбуждено дело в отношении ООО «Тепловик». Заявителем выступило ООО «Домком», которое жаловалось на действия ООО «Тепловик», выразившиеся в прекращении теплоснабжения нежилого здания, расположенного по адресу: г. Тейково, ул. Молодежная, д. 24, путем демонтажа трубопровода на вводе в указанное здание, а также уклонении от согласования проекта монтажа прибора учета.
Действия ООО «Тепловик», выразившиеся в уклонении от заключения договора теплоснабжения, выраженном в не рассмотрении заявления ООО «Домком» в соответствии с требованиями п. 35-41 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ №808 от 08.08.2012, предъявлении необоснованных требований по осуществлению подключения теплопотребляющих установок здания к тепловым сетям, признаны нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Также было рассмотрено дело в отношении ОАО «Ивановский завод тяжелого станкостроения», Действия данного общества, выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем экономически и технологически необоснованного прекращения передачи электрической энергии на энергопринимающие устройства здания корпусов тяжелого станкостроения и заготовительных цехов ООО «Ивановский станкостроительный завод», были признаны нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В 1-ом полугодии 2019 года действия администрации Пучежского муниципального района, выразившиеся в установлении в аукционной документации по проведению торгов право заключения договора аренды земельного участка незаконного требования к претендентам на участие в аукционе иметь в наличии на момент подачи заявки и представить вместе с заявкой проект объекта капитального строительства, были признаны нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Заявителем по данному делу выступило ООО «Дельта».
По заявлению ООО «Анхель» было рассмотрено дело в отношении администрации городского округа Кинешма. Действия администрации, выразившиеся в несоблюдении требований частей 1 и 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, признаны нарушением антимонопольного законодательства (подписание концессионного соглашения с ООО «Вероника-Рива» в отношении гидротехнического сооружения – Причальной набережной речного вокзала, протяженностью 127 м. с нарушением Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Условия концессионного соглашения не устанавливали для концессионера обязательства по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения).
В отчетный период было рассмотрено заявление Администрации города Иванова о даче согласия на предоставление муниципальной преференции индивидуальному предпринимателю в целях развития физической культуры и спорта путем передачи в аренду сроком на 3 года без проведения аукциона или конкурса нежилых помещений. В предоставлении муниципальной преференции было отказано.
Следует отметить рост количества административных нарушений, связанных с нарушением порядка подключения (технологического присоединения) - статья 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В отчетный период было возбуждено 10 административных дел, наложено штрафов 360 тыс. руб.
*****
Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы (далее – Национальный план).
Мероприятия Национального плана направлены на достижение ряда ключевых показателей, в том числе, на снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом.
В 2017 году исполнительным органам государственной власти Ивановской области и органам местного самоуправления выдано 8 предупреждений и 1 предостережение (1 полугодие 2019г. - 10).
В 2017 году в отношении органов местного самоуправления рассмотрено 2 дела (1 полугодие 2019г. -2 дела).
Наиболее эффективным инструментом в снижении количества нарушений является антимонопольный комплаенс (организация внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства).
Ивановское УФАС России письмом от 07.02.2019 №02-30/366 на имя Губернатора Ивановской области С.С. Воскресенского направило информацию о необходимости внедрения антимонопольного комплаенса с просьбой взять под личный контроль данный вопрос.
12 февраля 2019 года уполномоченное должностное лицо Ивановского УФАС России провело семинар с представителями всех органов исполнительной власти Ивановской области и органов местного самоуправления по теме «Внедрение антимонопольного комплаенса в органах государственной власти и местного самоуправления».
Ивановское УФАС России письмом от 12.02.2019 №02-30/468 направило главам муниципальных образований информацию о необходимости внедрения антимонопольного комплаенса с просьбой взять под личный контроль данный вопрос.
Департамент экономического развития и торговли Ивановской области письмом от 18.02.2019 №06-02-23 информировал Ивановское УФАС России о том, что во всех исполнительных органах государственной власти Ивановской области разработана и утверждена система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
14 мая 2019 года Ивановское УФАС России провело публичные слушания на тему «Внедрение антимонопольного комплаенса органами государственной власти, местного самоуправления и организациями».
ФАС России приказом ФАС России от 05.02.2019 №133/19 утвердило Методику расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса, которая может быть взята за основу и на региональном уровне.
Ключевыми показателями эффективности антимонопольного комплаенса являются:
- коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны федерального органа исполнительной власти (по сравнению с 2017 годом);
- доля проектов нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;
- доля нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;
- доля сотрудников федерального органа исполнительной власти, в отношении которых были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу.
Следующими приоритетными направлениями деятельности Ивановского УФАС России являются:
- реализация Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 17.04.2019 №768-р.;
- контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при реализации национальных проектов и региональных проектов, направленных на достижение результатов национальных проектов, в Ивановской области.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. №768-р утвержден новый Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.
Вместе с тем, Распоряжение Губернатора Ивановской области от 19.07.2017 №94-р (ред. от 25.03.2019) "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в Ивановской области" делает отсылку на стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 №1738-р.
Ивановское УФАС России полагает целесообразным внести соответствующие изменения в указанное распоряжение и привести его в соответствие с новой редакцией Стандарта.
ФАС России разработала проект плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации, примерный формат региональной «дорожной карты» на 2019-2022 годы и примерные мероприятия дорожной карты в отдельных отраслях (сферах) экономики в субъекте РФ.
Данные документы размещены на официальном сайте ФАС России в сети Интернет.
Исполнительным органам государственной власти Ивановской области предложено использовать в своей деятельности разработанные ФАС России документы.
ФАС России поставлена задача - обеспечить приоритет соблюдения антимонопольного законодательства и законодательства о закупках в ходе реализации органами власти субъекта Российской Федерации мероприятий национальных проектов.
Ивановское УФАС России проведет анализ планов мероприятий по выполнению региональных проектов, направленных на достижение результатов национальных проектов, на соответствие задачам и мероприятиям Национального плана.