В каких случаях участник муниципальных торгов по продаже земельных участков может быть привлечен к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства? Какой в этом случае срок давности привлечения к административной ответственности?

19 сентября 2018, 16:00

Поставленный вопрос носит общий характер, трудно определить его суть без конкретизации самой ситуации, послужившей основой для его постановки.

Вместе с тем, отвечая на поставленный вопрос, можно выделить несколько случаев действий участника торгов, которые приведут к нарушению антимонопольного законодательства:

1. Заключение  участниками муниципальных торгов по продаже земельного участка соглашения, которое, в конечном итоге, приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, является  нарушением п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции";

2. Заключение соглашения между организаторами торгов с участниками этих торгов подлежат квалификации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещающей координацию организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушение  ст. 11 и 17 Закона о защите конкуренции предусмотрена ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно части 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации. Данный срок согласно части 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет 1 год.

3. Уклонение победителя аукциона от заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка, являющегося предметом аукциона, влечет включение в реестр недобросовестных участников аукциона.

В соответствии с частью 30 статьи 39.12. Земельного кодекса РФ, в случае, если победитель аукциона или иное лицо, с которым договор купли-продажи или договор аренды земельного участка заключается в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 настоящей статьи, в течение тридцати дней со дня направления им уполномоченным органом проекта указанного договора, а в случае, предусмотренном пунктом 24 настоящей статьи, также проекта договора о комплексном освоении территории не подписали и не представили в уполномоченный орган указанные договоры, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня истечения этого срока направляет сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 29 настоящей статьи, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти для включения их в реестр недобросовестных участников аукциона.

Административная ответственность для участника аукциона в таком случае не предусмотрена. Реестр недобросовестных участников аукциона является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих аукционах (влечет за собой отказ в допуске к участию в аукционах в течение двух лет согласно статье 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации).

Основанием для включения в реестр недобросовестных участников аукциона является только такое уклонение лица от заключения договора, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия).

Наверх