Каковы критерии оценки закупочной документации на предмет наличия предпосылок антиконкурентного соглашения?
Такого понятия, как критерии оценки закупочной документации на предмет наличия предпосылок антиконкурентного соглашения в действующем антимонопольном законодательстве нет. В случае поступления соответствующего заявления о нарушении антимонопольного законодательства, закупочная документация полно и всесторонне оценивается антимонопольным органом наряду с иными обстоятельствами и доказательствами.
Исходя из сложившейся практики, можно привести следующие признаки сговора с заказчиком:
- установление в документации о закупке таких требований к участникам, которым заведомо соответствует только определенный поставщик. Заказчик конкретизирует характеристики товаров таким образом, чтобы описание соответствовало только товару одного производителя (например, требования к упаковке, дозировке, форме выпуска);
- установление субъективного порядка оценки заявок на участие в конкурсе;
- Заказчик использует неверное или неточное наименование предмета закупки, неверную категорию закупки (код ОКПД2);
- Заказчиком создаются дополнительные препятствия при подготовке участниками закупки заявок на участие в аукционе. В документации приводится объёмное описание требований к закупке с использованием однотипных формулировок и синтаксиса, которые в какой-то момент заменяются на похожие, но противоположные по значению (чаще всего при конкретизации характеристик, сопровождающихся словами «не более» или «не менее», «более» или «менее» и т.д.);
- несоблюдение установленных законом сроков, предусмотренных к опубликованию на официальном сайте информации о закупке;
- несоблюдение требования допуска участников закупки на участие в конкурентной процедуре;
- преждевременное вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе;
- проведение процедуры закупки (имитирование процедуры) под уже заключенный (исполненный) договор;
- заключение договора с единственным поставщиком, в случаях, не предусмотренных Законом о контрактной системе, Положением о закупке; рекомендации со стороны заказчика потенциальным участникам не принимать участия в закупке;
- наличие отношений аффилированности между представителями заказчика и участника закупки.
Как правило, соглашение между заказчиком и участником торгов сопряжено с намеренным завышением заказчиком начальной (максимальной) цены договора, в т.ч. при определении цены проектно-сметным способом.
Целью сговора между участником и организатором закупки является победа конкретного участника.
Взаимная выгода от сговора может выражаться в денежных выплатах со стороны победившего в закупке участника заказчику и его должностным лицам.