Итоги деятельности Ивановского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок за 2019 год (докладчик - Михеева Т.А.)
13 февраля 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад Михеевой Т.А., заместителя руководителя Ивановского УФАС России

«Итоги деятельности Ивановского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства

о контрактной системе в сфере закупок за 2019 год»

 

1. Контроль за соблюдением Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В 2019 году поступило 310 жалоб на нарушение Закона о контрактной системе: 45 жалоб при проведении закупок федеральными заказчиками, 140 жалоб при проведении закупок областными заказчиками, 125 жалоб при проведении закупок муниципальными заказчиками. Из них 80 жалоб возвращено в связи с нарушением заявителями порядка их подачи (подача жалоб за пределами срока обжалования; подача жалоб на лиц, не являющихся субъектами контроля Ивановского УФАС России; отсутствие электронной подписи в жалобах, поданных в электронном виде), 35 жалоб отозвано заявителями (подача жалобы на закупку, а затем ее отзыв может быть эффективным способом не только манипулирования заказчиком, но и стать основой для коррупции), 20 жалоб направлено по подведомственности, 97 жалоб признано необоснованными и 78 жалоб обоснованными.

При рассмотрении жалоб выявлено, что при проведении 91 закупки были допущены нарушения Закона о контрактной системе, большая часть из которых относилась к случаям необоснованного отказа в допуске участников определения поставщиков к электронным аукционам, открытым конкурсам, запросам котировок, а также установлении в документации либо извещении о проведении запроса котировок, требований, противоречащих Закону о контрактной системе.

Типичные нарушения, допущенные субъектами контроля в отчетный период:

1. Неправильно сформулированная и описанная потребность заказчика; документация может содержать не только нарушения, но и противоречия, неточности; неправомерные требования к участникам закупки.

2. Ввиду неверного описания объекта закупки, членами комиссий при рассмотрении заявок допускаются различные толкования документации о закупке, и это негативно сказывается на результате рассмотрения заявок.

3. В законодательство о контрактной системе регулярно вносятся изменения и дополнения. Отсутствие работы по отслеживанию и своевременному учету внесенных поправок приводит к нарушению законодательства о контрактной системе, в том числе к использованию положений законодательства, которые изменены либо отменены.

4. Нарушение требований к содержанию протоколов (в протоколах рассмотрения заявок на участие в закупке не указывают конкретные положения заявки, не соответствующие положениям закупочной документации).

По результатам рассмотрения жалоб выдано 74 предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, 73 предписания исполнено в 2019 году, 1 предписание отменено судом по итогам обжалования.

Наиболее значимым для Ивановского УФАС России делом по обжалованию в 2019 году является отстаивание в Арбитражном суде Ивановской области законности вынесенного Ивановским УФАС России решения, суть которого сводилась к тому, что отказ в допуске к участию в закупке по причине неуказания показателей товара, не только отраженных в документации о закупке, но и в соответствующих ГОСТах, является незаконным (дело №А17-7047/2019. Жалоба ООО «Медведь» на действия аукционной комиссии Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области на незаконный отказ в допуске к участию в электронном аукционе, Ивановским УФАС России была признана обоснованной. Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области обжаловал решение Ивановского УФАС России, Арбитражный суд Ивановской области оставил в силе решение контрольного органа).

В 2019 году в числе приоритетных направлений деятельности Ивановского УФАС России также были мероприятия, направленные на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Ивановским УФАС России усилен контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов.

В рамках контроля за закупками, осуществляемыми в рамках национальных проектов, было рассмотрено 9 жалоб, при проведении 4 закупок (нац. проекты – здравоохранение, экология) были выявлены нарушения. Проведено 20 внеплановых проверок, по итогам проведения которых в 20 закупках (нац. проекты – образование, демография, жилье и городская среда, дороги, экология, культура, здравоохранение) выявлены нарушения Закона о контрактной системе. Большая часть нарушений была допущена при формировании документации о закупках:

- условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, устанавливается без учета изменений требований Закона о контрактной системе;

- указываются товарные знаки без сопровождения такого указания словами «или эквивалент», а также без параметров эквивалентности;

- прописываются излишние требования к товарам, которые не обусловлены потребностями Заказчика;

- несоответствие информации, указываемой в извещениях о закупках, информации, указываемой в документациях о закупках.

В 2019 году в Ивановское УФАС России поступило 172 обращения о включении лиц в реестр недобросовестных поставщиков (в 2018 году 101 обращение), по результатам рассмотрения которых 37 обращений возвращено заказчикам в связи с нарушением порядка их подачи, принято 46 решений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (в 2018 году - 51).  Рост поступивших обращений, по сравнению с 2018 годом, составил 70%.

В 2019 году при осуществлении контроля в сфере закупок Управлением вынесено 218 постановлений о наложении штрафов по КоАП РФ (в 2018 году вынесено 144 постановления). Величина наложенных Ивановским УФАС России штрафов составила 1 765 602 руб., сумма уплаченных штрафов составляет 1 421 698 руб. (в 2018 - 1 156 369 руб.). Количество дел об административных правонарушениях, по сравнению с 2018 годом увеличилось на 51%.

Наиболее часто встречающимися административными правонарушениями в сфере закупок, за совершение которых Ивановским УФАС России было возбуждено большинство дел об административных правонарушениях, являются:

- утверждение конкурсной документации, документации об электронном аукционе, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок - ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (155 дел. Сумма наложенных штрафов составила 465 000 руб.);

- принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд – ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ (18 дел. Сумма наложенных штрафов составила 540 000 руб.);

- непредставление, несвоевременное представление в органы, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок – ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ (11 дел. Сумма наложенных штрафов составила 220 000 руб.).

2. Контроль за соблюдением Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Еще одним важным направлением деятельности Ивановского УФАС России является контроль торгов, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», рассмотрение жалоб на которые осуществляется в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В 2019 году поступила 31 жалоба (в 2018 году - 24), возвращено 8 жалоб, оставлено без рассмотрения 9, по подведомственности направлено 4, принято к рассмотрению 10 (в 2018 году - 7), обоснованными было признано 5 жалоб (в 2018 году - 2), выдано 2 предписания об устранении нарушений Закона о закупках.

Наиболее частыми нарушениями, выявляемыми Управлением при рассмотрении соответствующих жалоб, является оценка и сопоставление заявок на участие в закупке в порядке, который не указан в документации о закупке, а также установление в документации о закупке критериев оценки заявок, не влияющих на качественное оказание услуг.

В 2019 году в Ивановское УФАС России поступило 5 обращений о включении лиц в реестр недобросовестных поставщиков (в 2018 году 4 обращения), по результатам рассмотрения которых 2 обращения были оставлены без рассмотрения в связи с тем, что срок подачи информации в антимонопольный орган для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков не наступил, по результатам рассмотрения трех обращений было принято 3 решения о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (в 2018 году - 4).

В 2019 году при осуществлении контроля в сфере закупок Управлением было вынесено 2 постановления о наложении штрафов по КоАП РФ (в 2018 году было вынесено 6 постановлений). Величина наложенных Ивановским УФАС России штрафов составила 32 000 руб., сумма уплаченных штрафов составила 38 000 руб. (6000 руб. перешли с 2018 года)

Приложенные файлы
Доклад_Михеевой_Т.А.-1581588988.doc (69,5 КБ)
Наверх