Доклад
«Итоги деятельности Ивановского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере закупок за 2021 год»
1. Контроль за соблюдением Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ.
В пределах своих полномочий Ивановское УФАС России осуществляет деятельность, направленную на устранение нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В рамках реализации данной деятельности Ивановское УФАС России проводит рассмотрение жалоб участников закупки по факту нарушения Закона о контрактной системе, обращений государственных и муниципальных заказников по вопросу включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении поставщиков, подрядчиков и исполнителей, проводит внеплановые проверки соблюдения субъектами контроля законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В 2021 году поступило 354 жалобы на нарушение Закона о контрактной системе (в 2020 году – 430 жалоб): 44 жалобы при проведении закупок федеральными заказчиками, 187 жалоб при проведении закупок областными заказчиками, 123 жалобы при проведении закупок муниципальными заказчиками.
Из них:
- возвращено 63 жалобы (подача жалоб за пределами срока обжалования; на лиц, не являющихся субъектами контроля Ивановского УФАС России; отсутствие электронной подписи в жалобах, поданных в электронном виде),
- 39 жалоб отозвано заявителями,
- 10 жалоб направлено по подведомственности,
- 149 жалоб признано необоснованными (в 2020 году – 178 жалоб),
- 105 жалоб обоснованными (в 2020 – 123 жалобы).
При рассмотрении жалоб выявлено, что при проведении 92 закупок были допущены нарушения Закона о контрактной системе. Большая часть нарушений была связана с закупками в сферах: строительства, ремонта, здравоохранения.
Типичные нарушения, допускаемые субъектами контроля в отчетный период:
- заказчики не могут обосновать потребность в устанавливаемых в документации о закупке характеристиках;
- устанавливаются невыполнимые сроки для выполнения работ;
- после вступления в силу изменений в Закон о контрактной системе многие заказчики продолжают указывать требования в соответствии с отмененными редакциями Закона, что является нарушением норм действующего законодательства;
- не устанавливаются единые требования к участникам закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (лицензия, членство в СРО);
- не даются разъяснения по запросам о даче разъяснений положений документации о закупке, либо даются ответы не по сути задаваемых вопросов;
- незаконный отказ участникам закупок в допуске к участию в торгах.
По результатам рассмотрения жалоб выдано 74 предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, все предписания исполнены.
Наиболее значимым для Ивановского УФАС России делом является отстаивание в Арбитражном суде Ивановской области законности вынесенного Ивановским УФАС России решения, в котором указывалось, что в заявке на участие в закупке необходимо указывать только характеристики поставляемого товара (дело №А17-10551/2020).
В рамках рассмотрения жалобы ООО «Сибагротранс» на действия МУ молодёжно-спортивный комплекс «Олимп» при проведении электронного аукциона на проведение капитального ремонта кровли и фасада МУ МСЦ «Олимп» было выявлено, что документация о закупке содержит незаконные требования об указании участниками закупки характеристик используемого товара. МУ молодёжно-спортивный комплекс «Олимп» обжаловало решение Ивановского УФАС России. Арбитражный суд Ивановской области, Второй арбитражный апелляционный суд, Арбитражный суд Волго-Вятского округа оставили в силе решение Ивановского УФАС России.
Проведено 11 внеплановых проверок, по итогам проведения которых были выявлены нарушения Закона о контрактной системе. Выдано 3 предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Основная часть нарушений была допущена при формировании документации о закупках:
- прописываются излишние требования к товарам, которые не обусловлены потребностями Заказчика;
- неприменение типовых контрактов;
- несоответствие информации, указываемой в извещении о закупках, информации, указываемой в документации о закупках.
Кроме этого, одним из направлений деятельности Ивановского УФАС России является рассмотрение обращений заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В 2021 году в Ивановское УФАС России поступило 155 обращений о включении лиц в реестр недобросовестных поставщиков (в 2020 году 139 обращений), по результатам рассмотрения которых 2 обращения возвращено заказчикам в связи с нарушением порядка их подачи, принято 90 решений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (в 2020 году - 53).
В 2021 году при осуществлении контроля в сфере закупок Управлением вынесено 128 постановлений о наложении штрафов по КоАП РФ (в 2020 году вынесено 113 постановлений). Величина наложенных Ивановским УФАС России штрафов составила 631 000 руб. (в 2020 - 902 335 руб.), сумма уплаченных штрафов составляет 680 000 руб.
Наиболее часто встречающимися административными правонарушениями в сфере закупок, за совершение которых Ивановским УФАС России было возбуждено большинство дел об административных правонарушениях, являются:
- утверждение конкурсной документации, документации об электронном аукционе, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок - ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (66 дел. Сумма наложенных штрафов составила 168 000 руб.);
- отказ в допуске к участию в аукционе, по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, – ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ (19 дел. Сумма наложенных штрафов составила 120 000 руб.);
- непредставление, несвоевременное представление в органы, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок – ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ (19 дел. Сумма наложенных штрафов составила 220 000 руб.).
2. Контроль за соблюдением Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» №223-ФЗ.
Еще одним направлением деятельности Ивановского УФАС России является контроль торгов, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», рассмотрение жалоб на которые осуществляется в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
В 2021 году поступило 38 жалоб (в 2020 году – 49 жалоб):
- возвращено 9 жалоб,
- отозвано 4 жалобы,
- необоснованными было признано 14 жалоб (в 2020 - 15),
- обоснованными - 11 жалобы (в 2020 году - 9).
Выдано 10 предписаний об устранении нарушений Закона о закупках – все предписания исполнены.
Наиболее частым нарушением, выявляемым Управлением при рассмотрении соответствующих жалоб, является составление документации о закупке с нарушением законодательства: не установлена потребность Заказчика в характеристиках закупаемого товара.
В 2021 году при осуществлении контроля в сфере закупок Управлением было вынесено 13 постановлений о наложении штрафов по КоАП РФ (в 2020 году было вынесено 17 постановлений). Величина наложенных Ивановским УФАС России штрафов составила 22 000 руб., сумма уплаченных штрафов составляет 20 000 руб.