Наиболее значимые изменения законодательства о контрактной системе в сфере закупок 2019 года (докладчик - Дербенёва А.А.)
14 ноября 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад Дербенёвой А.А.,

врио начальника отдела контроля в сфере закупок

 Ивановского УФАС России

 

«Наиболее значимые изменения законодательства

о контрактной системе в сфере закупок 2019 года»

 

С момента принятия Закон о контрактной системе изменяется настолько динамично, что и заказчики, и контролирующие органы должны ежедневно отслеживать их для того, чтобы не допускать нарушений законодательства, предотвращать и своевременно пресекать такие нарушения.

Основные нововведения

 

* Практически все закупки были переведены в электронную форму.

С 1 января 2019 года определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется путем проведения электронных процедур. При этом заказчики не вправе проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме.

Указанные положения не распространяются на заказчиков в случае осуществления закупок, указанных в ст. 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1 Закона о контрактной системе:

- обеспечение деятельности заказчика на территории иностранного государства (ст. 75, 111.1);

- оказание скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан (ст. 76);

- оказание гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (ст.80, 82);

- проведение закрытых закупок (ст. 84);

- проведение закупок у единственного поставщика (ст. 93);

- проведение закупок в соответствии с решением Правительства РФ (ст. 111).

 

* Регистрация участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок. Формирование Единого реестра участников закупки.

С 01.01.2019 года вступила в силу ст. 24.2 Закона о контрактной системе, которая предусматривает обязательную регистрацию всех участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок. В единой информационной системе в сфере закупок создается Единый реестр участников закупок, который формируется автоматически на основании данных участников, прошедших регистрацию.

По 31 декабря 2019 года включительно подача заявок на участие в электронных процедурах и участие в таких процедурах осуществляются в том числе лицами, которые аккредитованы до 1 января 2019 года на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке. При этом регистрация в единой информационной системе не требуется.

 

* Отчеты об исполнении контракта, а также о результатах отдельных этапов исполнения контракта отменены: ч. 9–12 ст. 94 Закона о контрактной системе утратили силу.

 

* Размеры штрафов за нарушение сторонами контракта своих обязательств больше не должны указываться в виде фиксированной суммы. При этом в случаях, когда отраслевым законодательством установлен иной порядок начисления пени и штрафов поставщику (подрядчику, исполнителю), приоритет отдается отраслевому законодательству. Относительно пени указание на «ставку рефинансирования» заменено на «ключевую ставку», а «в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая» на «в размере одной трехсотой».

 

* Если специальным законодательством Российской Федерации предусмотрен иной срок оплаты, чем тот, что указан в ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе, заказчик должен установить в контракте срок оплаты, предусмотренный специальным законодательством.

 

* Теперь можно закупать по цене единицы товара без ограничения по видам продукции;

До 01.07.2019 провести закупку с параметром «количество необходимых товаров, объем работ или услуг заранее неизвестно» можно было в строго определенных случаях, перечисленных в п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе. «Без указания объема» могли быть закуплены только: работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования; услуги связи; юридические услуги; медицинские услуги; образовательные услуги; услуги общественного питания; услуги переводчика; услуги по перевозкам грузов, пассажиров и багажа; гостиничные услуги; услуги по проведению оценки.

В настоящее время для любых категорий товаров, работ, услуг.

 

* Планирование закупок на 2019 год осуществляется по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 01.05.2019 №71-ФЗ. С 1 июля 2019 года внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом либо в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе - не позднее чем за один день до дня заключения контракта.

 

* С 2020 года 3 плановых документа: план закупок, план-график, обоснование закупок заменены на план-график. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

 

* Для упрощения строительных закупок: документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с ч. 16 и 16.1 ст. 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является, в том числе проектирование объекта капитального строительства.

При закупке строительных работ (в случае включения в документацию проектной документации) – в 1-й части заявки требуется исключительно согласие.

Торги проходят через 4 часа после окончания подачи заявок.

 

* Сокращение сроков для размещения извещения о проведении электронного аукциона.

В случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Во всех остальных случаях Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

 

* При закупках у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках размер обеспечения контракта устанавливается в процентах от цены контракта, а не от начальной (максимальной) цены контракта, но не меньше аванса (если предусмотрено авансирование).

Субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации могут не предоставлять обеспечение исполнения контракта при положительном опыте исполнения контрактов за последние 3 года с суммарной стоимостью не менее начальной (максимальной) цены заключаемого контракта, информация об этом предоставляется участником из реестра контрактов.

 

* Срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае проведения закупок для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

 

* Уточнены положения в части применения антидемпинговых мер.

При срабатывании антидемпинговых мер в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе, победитель конкурса или аукциона одновременно с предоставлением информацией о добросовестности обязан предоставить и обеспечение исполнения контракта в размере, установленном закупочной документацией.

К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, в случае применения антидемпинговых мер, не допускается (ч. 3 ст. 37 Закона о контрактной системе).

 

* С 01.07.2019 предельный размер одной закупки по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе вырос до 300 тыс. руб. (ранее – 100 тыс. руб.) Годовой лимит таких закупок не изменился (два миллиона рублей или пять процентов совокупного годового объема закупок, но не более чем пятьдесят миллионов рублей). Также увеличили до 1 млн. руб. сумму закупки лекарственных препаратов, которые назначаются по решению врачебной комиссии (ранее – 200 тыс. рублей).

 

* С 31 июля можно заключать контракты предельный размер одной закупки по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе вырос до 600 тыс. рублей, но не более пяти миллионов рублей или пятидесяти процентов совокупного годового объема закупок и не более тридцати миллионов рублей (было 20 млн. рублей).

 

* С 31.07.2019 публикация извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика больше не требуется.

 

* После расторжения контракта по любому основанию заказчик вправе заключить контракт со вторым участником без проведения торгов.

В случае расторжения контракта заказчик может заключить контракт со «вторым» участником закупки, по результатам которой был заключен контракт (при наличии согласия такого участника). При этом если контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения, возможность заключения контракта со «вторым» участником поставлена в зависимость от того, включен ли первоначальный контрагент в РНП (должен быть включен в РНП, тогда возможно заключить контракт со вторым после победителя).

 

* Обращение о включении поставщика в РНП антимонопольная служба рассматривает за 5 дней со дня поступления, раньше было 10 дней.

Подать жалобу можно в течение 5 дней от даты, когда опубликовали протоколы, раньше было 10 дней.

Приложенные файлы
Публичные_слушания-_доклад_Дербеневой_А.А.-1573719290.doc (77,5 КБ)
Наверх