Итоги деятельности Ивановского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о рекламе в 2022 году (докладчик - Михеева Т.А.)
14 февраля 2023, 17:00
Тип документа:
Доклады

Доклад Михеевой Т.А., временно исполняющей обязанности руководителя Ивановского УФАС России

«Итоги деятельности Ивановского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о рекламе в 2022 году»

Ивановским УФАС России продуктивно построено сотрудничество с правоохранительными органами региона, прокуратурой и Ивановским территориальным управлением ЦБ РФ. Мы плодотворно взаимодействовали с территориальными органами ФАС России по фактам распространения незаконной рекламы, при необходимости направлялась правоприменительная практика, осуществлялось консультирование коллег по проблемным вопросам применения законодательства Российской Федерации о рекламе.

По итогам года проведена масштабная работа по анализу правоприменительной практики в сфере распространения рекламы финансовых услуг. В результате для ФАС России подготовлен аналитический отчет, в котором обозначены соответствующие тенденции и проблемы, а также сформирован ряд предложений, в том числе по индикаторам риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере рекламы.

Материалы по результатам проведенного мониторинга размещения наружной рекламы регулярно направлялись в муниципалитеты для принятия мер реагирования в рамках компетенции органов местного самоуправления.

Вместе с тем, Ивановское УФАС России признало незаконной эксплуатацию рекламных конструкций, переданных в оперативное управление МУ «Редакция Радио-Кинешма» администрацией данного городского округа. В антимонопольный орган поступило заявление о размещении в Кинешме наружной рекламы на одном из щитов на ул. Баха, разрешение на эксплуатацию которого не выдавалось. Установив, что не только данная рекламная конструкция была передана кинешемской администрацией в оперативное управление муниципального учреждения, сотрудники антимонопольной службы проверили наличие рекламы на всех тринадцати. В результате зафиксировано, что в девяти случаях на щитах по разным адресам в Кинешме размещалась коммерческая и социальная реклама. В соответствии с федеральным законом о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются только при наличии разрешения на ее установку и эксплуатацию, которое выдается органом местного самоуправления. Предписание антимонопольной службы о снятии рекламных баннеров было своевременно исполнено, также материалы для принятия мер в рамках полномочий направлены в прокуратуру. В превентивных целях Кинешемской городской администрации было выдано представление о демонтаже самих рекламных конструкций. 13.01.2023 Арбитражный суд Ивановской области признал МУ «Редакция Радио-Кинешма» виновным в совершении административного правонарушения по ст.14.37 КоАП РФ (А17-11630/2022) за незаконное размещение рекламы.

 

Всего в отчетный период возбуждено и рассмотрено 12 (15 – в 2021 году) дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, большинство по результатам рассмотрения поступивших заявлений. Было выдано 6 (18 – в 2021 году) предписаний о прекращении нарушения законодательства о рекламе, в остальных случаях нарушения были устранены ответчиками добровольно. Всего управлением рассмотрено 53 (98 – в 2021 году) заявления о распространении рекламы с признаками нарушения Закона о рекламе (выдано 42 отказа в возбуждении дела по Закону о рекламе, еще 8 – в соответствии с КоАП РФ).  

Таким образом, можно констатировать снижение количества поступающих в антимонопольную службу региона жалоб на рекламу.

По структуре всех выявленных нарушений в отчетном периоде традиционно большое количество обращений граждан связано с поступлением рекламы на телефон в отсутствие согласия абонента (ч.1 ст.18 Закона о рекламе). При этом, как и прежде, подобные заявления чаще всего поступают не от жителей области, а в основном от абонентов Москвы и Санкт-Петербурга (ФАС России наделяет управление полномочиями по их рассмотрению). Можно отметить, что в настоящее время с нарушением данной нормы распространяется по сетям электросвязи в основном реклама финансовых услуг.

Существенной тенденцией в практике выявления нарушений Закона при распространении рекламы финансовых услуг является снижение количества фактов ее размещения в печатных СМИ и на рекламных конструкциях. Практика работы последних лет наглядно демонстрирует, что для целей распространения рекламы финансовых услуг рекламодатели чаще всего выбирают способы донесения информации по сетям электросвязи. Такой способ явно превалирует над наружной рекламой. При этом соответствующие факты попадают в сферу контроля антимонопольной службы только в случае направления абонентом (адресатом) заявления о нарушении ч.1 ст.18 Закона.

Еще один примечательный факт из практики работы за отчетный период связан с тем, что в соответствии со вступившими в силу в 2022 году новеллами законодательства Российской Федерации скупка у граждан находящихся в их собственности ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, состоящими на специальном учете в Федеральной пробирной палате и имеющими лицензию на такой вид деятельности. Сведения о таких хозяйствующих субъектах вносятся в реестр лицензий, размещенный на официальном Интернет-сайте Федеральной пробирной палаты. Поэтому наличие в рекламе слова «скупка» может свидетельствовать о признаках нарушения п.7 ст.7 Закона о рекламе.

Необходимо отметить, что реклама комиссионных магазинов все чаще попадает в поле зрения антимонопольной службы именно по итогам анализа заключаемых с потребителями договоров, в которые, так или иначе, включаются положения о процентах за выкуп товаров. То есть фактически между сторонами договоров возникают правоотношения не по договору комиссии, а по выдаче денежного потребительского займа под залог имущества, что в отсутствие официального статуса ломбарда является другим административным правонарушением (ч.1 ст.14.56 КоАП РФ), полномочиями по возбуждению соответствующих дел наделены органы прокуратуры. Одновременно реклама такой деятельности нарушает требования ч.13 ст.28 Закона о рекламе.

 

Всего в отчетном периоде вынесено 12 (25 – в 2021 году) постановлений об административных правонарушениях. Общая сумма взысканных штрафов за нарушение законодательства о рекламе составила 642 тысячи рублей.

В 2022 году проведено 2 заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Ивановском УФАС России. Экспертам было предложено дать свою оценку рекламе юридических услуг по сопровождению процедуры банкротства физических лиц. Антимонопольная служба регулярно выявляет нарушения закона в такой рекламе.

Часто банкротство граждан позиционируется как беспроблемное и безусловное освобождение от любых долгов без каких-либо негативных последствий, в рекламе даются не основанные на законе гарантии списания всех без исключения долгов гражданина и сохранения имущества должника, что в ряде случаев может рассматриваться как введение в заблуждение в связи с отсутствием части существенной информации, что запрещено частью 7 статьи 5 Закона о рекламе. Обещание освободить физическое лицо от долгов и требований кредиторов при отсутствии информации о последствиях процедуры банкротства для должника способно сформировать у потребителей рекламы представление, что можно брать долги и не отдавать их, ввести в заблуждение относительно обязанности погасить долг перед кредитором, в том числе за счет принадлежащего должнику имущества.

Совместно с Экспертным советом Ивановское УФАС России ведет плодотворную работу по сокращению недобросовестной рекламы услуг по сопровождению банкротства граждан.

Приложенные файлы
Доклад_Михеевой_Т.А.-1676381938.doc (53,5 КБ)
Наверх