Итоги деятельности Ивановского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере закупок за 2023 год (докладчик - Михеева Т.А.)
01 февраля 2024, 17:19
Тип документа:
Доклады

Доклад Михеевой Т.А., заместителя руководителя Ивановского УФАС России

 

«Итоги деятельности Ивановского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере закупок за 2023 год»

 

1. Контроль за соблюдением Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ.

1.1 Ивановским УФАС России проводится рассмотрение жалоб участников закупок по нарушениям Закона о контрактной системе, обращений государственных и муниципальных заказников о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении поставщиков, подрядчиков и исполнителей, проводятся внеплановые проверки соблюдения субъектами контроля законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

В 2023 году поступило 289 жалоб на нарушение Закона о контрактной системе (в 2022 году – 207 жалоб): 25 жалоб при проведении закупок федеральными заказчиками, 142 жалобы при проведении закупок областными заказчиками, 122 жалобы при проведении закупок муниципальными заказчиками.

Из них:

- возвращено 14 жалоб (подача жалоб за пределами срока обжалования; подача жалобы без указания реестрового номера контракта в соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе),

- 36 жалоб отозвано заявителями,

- 6 жалоб направлено по подведомственности;

- 135 жалоб признано необоснованными (в 2022 году – 89 жалоб),

- 98 жалоб признано обоснованными (в 2022 – 79 жалоб).

При рассмотрении жалоб выявлено, что при проведении 91 закупки были допущены нарушения Закона о контрактной системе. Большая часть нарушений была связана с закупками в сферах: строительства, благоустройства, ремонта, здравоохранения.

Типичные нарушения, допускаемые субъектами контроля в отчетный период:

- заказчики неверно применяют правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленные Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145;

- не устанавливаются либо неверно применяются единые требования к участникам закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (дополнительные требования по ПП РФ №2571);

- незаконный отказ участникам закупок в допуске к участию в торгах.

По результатам рассмотрения жалоб выдано 66 предписаний об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, все предписания исполнены.

Отметим, что в 2023 году снизилось количество жалоб на действия заказчиков по установлению излишних требований к товарам, услугам, которые не обусловлены потребностями заказчиков.

Наиболее значимым для Ивановского УФАС России делом является отстаивание в Арбитражном суде Ивановской области законности вынесенного Ивановским УФАС России решения, в котором указывалось, что мост, расположенный на автомобильной дороге - дорожное сооружение, являющееся технологической частью автомобильной дороги, следовательно, выполнение работ по его капитальному ремонту относится к работам по капитальному ремонту автомобильной дороги. Нормативными правовыми актами (пп. 3 п. 3 раздела II Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 №402) прямо установлено, что к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог относится выполнение работ по такому ремонту искусственных и защитных дорожных сооружений (дело А17-8896/2022).

Также, Комиссией Ивановского УФАС России была признана обоснованной жалоба ООО «Медиком» на действия ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН РОССИИ при проведении электронного аукциона на поставку суточного монитора артериального давления. По мнению Заказчика, в описании объекта закупки были установлены необходимые ему характеристики, которые не указаны в позиции КТРУ, ввиду чего, закупаемый Заказчиком товар являлся товаром, отличным от указанного в КТРУ. Ивановским УФАС России в действиях Заказчика установлено нарушение, выразившееся в неприменении позиции КТРУ, которая полностью соответствовала описанию объекта закупки.

ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН РОССИИ обжаловало решение Ивановского УФАС России. Арбитражный суд Ивановской области оставил в силе решение Управления.

2.1 В 2023 году проведено 8 внеплановых проверок, по итогам проведения которых были выявлены нарушения Закона о контрактной системе. Выдано 5 предписаний об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

Основными остаются нарушения, допущенные при формировании извещения о закупках (например, прописываются излишние требования к товарам, услугам, которые не обусловлены потребностями Заказчика).

3.1 Одним из направлений деятельности Ивановского УФАС России является рассмотрение обращений заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В 2023 году в Ивановское УФАС России поступило 141 обращение о включении лиц в реестр недобросовестных поставщиков (в 2022 году 109 обращений), принято 59 решений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (в 2022 году – 38).

4.1 В 2023 году при осуществлении контроля в сфере закупок Управлением было рассмотрено 148 дел об административных правонарушениях (в 2022 году - 172); вынесено 40 постановлений о наложении штрафов (в 2022 году вынесено 69 постановлений о наложении штрафов); вынесено 104 постановления о замене административного наказания на предупреждение; вынесено 2 постановления о признании допущенного нарушения малозначительным (ст. 2.9 КоАП РФ); 2 постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Снижение количества наложенных штрафов обусловлено разъяснением Верховного Суда РФ правил замены штрафа административным предупреждением: так, Верховный суд установил, что истечение сроков, указанных в статьях 4.6 и 31.9 КоАП РФ, в период течения которых лицо считается подвергнутым административному наказанию по одному или нескольким административным правонарушениям, исключает возможность учета таких административных правонарушений в качестве основания, препятствующего применению взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и статьи 4.1.1 КоАП РФ, позволяющих заменить назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Сумма наложенных Ивановским УФАС России штрафов в 2023 году составила 714 тыс. руб. (в 2022 году – 584 035,68 руб.), сумма уплаченных штрафов составляет 336 500,9 руб. (с учетом уплаты половины суммы наложенного штрафа в соответствии с ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ). Все штрафы своевременно оплачены.

Увеличение суммы наложенных штрафов при уменьшении количества штрафов в 2023 году обусловлено изменениями, внесенными в Закон о контрактной системе, касающимися отмены документации о закупке и размещения заказчиками только извещений о закупке при проведении открытых закупок в форме электронных аукционов и конкурсов, ввиду чего нарушения требований к формированию описания объекта закупки и извещения о проведении закупки указанными способами образуют иной состав административного правонарушения (ч. 1.4 вместо применяемой до изменений ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ), штраф за нарушение которого составляет 15 тыс. рублей (3 тыс. рублей по ч.4.2 ст.7.30 КоАП).

Наиболее часто встречающимися административными правонарушениями в сфере закупок, за совершение которых Ивановским УФАС России было возбуждено большинство дел об административных правонарушениях, являются:

- размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (в части нарушения требований к формированию описания объекта закупки и извещения о закупке) – ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ (69 дел);

- отказ в допуске к участию в аукционе, по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок / признание заявки участника закупки советующей извещению о закупке, в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок – ч. 2, ч. 6 ст. 7.30 КоАП РФ (17 дел).

 

2. Контроль за соблюдением Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» №223-ФЗ.

Еще одним направлением деятельности Ивановского УФАС России является контроль торгов, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», рассмотрение жалоб на которые осуществляется в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В 2023 году Ивановским УФАС России рассмотрено 15 жалоб (в 2022 году – 13 жалоб):

- необоснованными признано 12 жалоб (в 2022 – 7),

- обоснованными – 3 жалобы (в 2022 году – 6).

Выдано 3 предписания об устранении нарушений Закона о закупках – все предписания исполнены.

Наиболее частыми нарушениями, выявляемыми Управлением при рассмотрении соответствующих жалоб, являются: установление Заказчиком характеристик закупаемого товара, которые не обусловлены его потребностями и которые влекут ограничение количества участников закупки; установление излишних требований по критериям оценки заявок участников закупки.

В 2023 году при осуществлении контроля в сфере закупок Управлением было вынесено 13 постановлений о вынесении предупреждений по КоАП РФ и 1 постановление о наложении штрафа на сумму 2 тыс. руб. Оплачен штраф на сумму 1 тыс. руб. (с учетом уплаты половины суммы наложенного штрафа в соответствии с ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ).

В 2022 году было вынесено 4 постановления о наложении штрафа на общую сумму 57 000 руб.

Снижение количества наложенных штрафов обусловлено, как ранее отмечалось, разъяснением Верховного Суда РФ правил замены штрафа административным предупреждением.

Приложенные файлы
Доклад_по_контролю_в_сфере_закупок-1706797196.doc (72,5 КБ)
Наверх