Итоги деятельности Ивановского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о рекламе в 2023 году (докладчик - Михеева Т.А.)
01 февраля 2024, 17:32
Тип документа:
Доклады

Доклад Михеевой Т.А., заместителя руководителя Ивановского УФАС России

«Итоги деятельности Ивановского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о рекламе в 2023 году»

Ивановским УФАС России продуктивно построено сотрудничество с правоохранительными органами региона, прокуратурой и Ивановским территориальным управлением Банка России. Мы плодотворно взаимодействовали с территориальными органами ФАС России по фактам распространения незаконной рекламы, при необходимости направлялась правоприменительная практика, осуществлялось консультирование коллег по проблемным вопросам применения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Материалы по результатам проведенного мониторинга размещения наружной рекламы регулярно направлялись в муниципалитеты для принятия мер реагирования в рамках компетенции органов местного самоуправления.

Количество поступающих в антимонопольную службу региона жалоб на рекламу заметно возросло в отчетный период.

Всего в отчетный период возбуждено и рассмотрено 30 дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, это более чем в два раза превышает показатель 2022 года (12 – в 2022 году). Большинство дел возбуждены по результатам рассмотрения поступивших в службу заявлений. Было выдано 24 предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, которые своевременно исполнены. Вместе с тем, по сравнению с предыдущим отчетным периодом их количество увеличилось на 25% (6 – в 2022 году). В остальных случаях нарушения были устранены ответчиками добровольно.

Управлением рассмотрено 79 (53 – в 2022 году) заявлений о распространении рекламы с признаками нарушения Закона о рекламе: выдано 54 (42 - в 2022 году) отказа в возбуждении дела по Закону о рекламе, еще 10 (8 - в 2022 году) – в соответствии с КоАП РФ. 

По структуре всех выявленных нарушений в 2023 году тенденция немного изменилась в сравнении с предыдущими периодами.

1). Традиционно реклама, поступающая абонентам по сетям электросвязи без их согласия, являлась одним из лидеров среди рейтинга нарушений, фиксируемых антимонопольной службой (ч.1 ст.18 Закона о рекламе).

Однако в 2023 году Ивановское УФАС России рассмотрело 17 заявлений о распространении спама. При этом нарушение Закона о рекламе в последствии было подтверждено только в пяти из данных случаев (1 дело перешло на 2024 год).

Как уже не раз отмечало Управление, в большинстве ситуаций выясняется, что абоненты где-то сами невнимательно отнеслись к заполнению анкет либо подписанию договоров, предусматривающих возможность передачи их персональных данных для направления рекламы третьих лиц.

Можно прийти к выводу, что во избежание нежелательных звонков с известных телефонных номеров на сегодняшний день абоненты стали чаще пользоваться функцией их блокировки на своем телефонном аппарате. Дополнительно появился еще один оперативный способ решения обозначенной проблемы без обращения в антимонопольную службу, - на сайте своего оператора связи можно оставить жалобу на спам. Для удобства ссылки на соответствующие формы операторов связи объединены на сайте ФАС России.

Необходимо также отметить, что Ивановским УФАС России рассматриваются не только заявления жителей нашего региона. Как и прежде, подобные жалобы чаще всего поступают в основном от абонентов Москвы и Санкт-Петербурга (ФАС России наделяет Управление полномочиями по их рассмотрению).

2). Что касается содержания нежелательных смс, признанных незаконными в текущем периоде, то это по-прежнему навязывание финансовых услуг.

Практика работы антимонопольной службы последних лет наглядно демонстрирует, что для целей распространения рекламы финансовой деятельности и соответствующих услуг рекламодатели все чаще выбирают способы донесения информации по сетям электросвязи (смс и звонки). Существенной тенденцией в практике выявления нарушений Закона при распространении рекламы финансовых услуг является снижение количества фактов ее размещения в печатных СМИ и на рекламных конструкциях. При этом соответствующие факты в основном попадают в сферу контроля антимонопольной службы только в случае направления абонентом (адресатом) жалобы на спам.

В 2023 году совместно с Банком России выявлена незаконная реклама костромской микрокредитной компании, которая осуществляла финансовую деятельность в Ивановской области на территории г. Комсомольск. ООО МКК «КомбоДрайв» лишилось необходимой лицензии еще в мае и больше не имело права предоставлять финансовые услуги, а также их рекламировать.

Кроме того, компания арбитражным судом была признана банкротом, однако продолжала обслуживать клиентов и предлагать займы. Учитывая факты, антимонопольная служба признала незаконной рекламу со слоганом «Драйв Честные займы для всех!».

Вместе с тем, интересно, что в отчетном периоде лидируют среди выявленных фактов не нарушения, связанные с рекламой финансовой деятельности (таких дел всего лишь чуть более 6%).

3). Большое количество рассмотренных Управлением дел (12) в 2023 году связано с несоблюдением требований к распространению рекламы в средствах массовой информации – это и превышение допустимого объема рекламы, и отсутствие необходимой пометки, информирующей потребителей о размещении коммерческой информации.

Чтобы избежать в будущем подобных нарушений в каждом случае Ивановское УФАС России рекомендовало учредителям перерегистрировать свое СМИ в Роскомнадзоре на рекламное, т.к. требования о допустимом объеме рекламы и необходимости отметки рекламы законом предъявляются исключительно к изданиям (радио- и теле-каналам), которые позиционируют себя в качестве информационных, музыкальных и т.д.

4). Однако первую строчку по количеству принятых решений о признании рекламы незаконной занимает недостоверная реклама (40%), при этом ее процент относительно всех выявленных нарушений по сравнению с предыдущим периодом вырос на 7 единиц.

Предприниматель, который в конкурентной среде пытается любыми способами зазвать к себе покупателя, может намеренно исказить информацию о своих товаре/услуге либо умолчать существенную информацию. Такие случаи и подпадают под регулирование Закона о рекламе.

В своей правоприменительной практике антимонопольная служба исходит из того, что потребитель принимает решение о желании либо необходимости обращения за рекламируемой услугой и товаром в момент восприятия соответствующей рекламы, при этом существенная для покупателя информация не должна доводится до него только под условием обращения к продавцу.

- Из примеров отчетного периода можно указать на признание незаконным слогана «скупка лучше чем ломбард, берем все!». Антимонопольный орган признал данную фразу недостоверной, т.к. было установлено, что фактически потребитель мог воспользоваться только услугами скупки цифровой техники. Кроме того, сопоставление услуг комиссионного магазина и услуг ломбардов некорректно, так как их природа, законодательные требования и ограничения, установленные в их отношении, различны, поэтому их услуги не могут сопоставляться как взаимозаменяемые.

- Недостоверной признана реклама автошколы, гласящая «Нужны права? Просто зайди!», т.к. с точки зрения потребителя, из буквального содержания текста следует, что все, кто обратился либо обучается в данной автошколе обязательно получат водительские права. Следовательно, реклама способна сформировать неоправданные ожидания о гарантированном получении водительских прав в случае обращения именно в данное образовательное учреждение, в то время как федеральным законодательством урегулировано, что право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим после допуска соответствующие экзамены, которые проводятся уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел.

- Обманула ожидания потребителя и соответственно была признана незаконной реклама, в которой обещали дарить 5 тысяч рублей и подарки за покупки школьной формы в «ТекстильПрофи - Иваново». Антимонопольная служба пришла к выводу о том, что используемые по тексту формулировки способны сформировать неоправданные ожидания о гарантированном получении денежного вознаграждения, однако фактически имелась в виду акция «школьный базар», в которой могли принять участие постоянные покупатели с оформленной картой клиента, при этом за сделанные покупки потребители могли получить не указанную в рекламе сумму, а бонусы, которыми можно оплатить только до 10 процентов от следующей покупки.

- Вводящей потребителя в заблуждение признана и реклама акции «Обменяй старую шубу на новую», которая проводилась сразу в нескольких магазинах меховых изделий. Ивановское УФАС России пришло к выводу о том, что предложение рекламодателя предоставить покупателю только скидку на приобретение новой шубы в случае передачи продавцу старой сформулировано в рекламе способом, который не позволяет потребителю достоверно и в полном объеме сформировать понимание условий акции и способен сформировать неоправданные ожидания от результата обращения к продавцу.

- С ростом востребованности процедуры банкротства физических лиц увеличилось и количество юридических фирм, предлагающих гражданам воспользоваться их специфическими услугами.

«Государство раз в 5 лет дает каждому право списать свои долги», «-Ура! Я – банкрот!.. Суд списал мне все долги и теперь у меня абсолютно чистая кредитная история!», «Списание всех долгов с гарантией!», «Ваше жилье никак не пострадает в случае освобождения от долгов с помощью процедуры банкротства», - всё это фразы из 5 рекламных видеороликов о сопровождении процедуры банкротства, признанных Ивановским УФАС России недостоверными и незаконными в 2023 году.

Антимонопольная служба регулярно выявляет многочисленные нарушения закона в такой рекламе. Часто банкротство граждан позиционируется как беспроблемное и безусловное освобождение от любых долгов без каких-либо негативных последствий, в рекламе даются не основанные на законе гарантии списания всех без исключения долгов гражданина и сохранения имущества должника, что в ряде случаев может рассматриваться как введение в заблуждение в связи с отсутствием части существенной информации, что запрещено Законом о рекламе.

Обещание освободить от долгов и требований кредиторов при отсутствии информации о последствиях процедуры банкротства для должника способно сформировать у потребителей рекламы представление, что можно брать долги и не отдавать их, ввести в заблуждение относительно обязанности погасить долг перед кредитором, в том числе за счет принадлежащего должнику имущества.

При этом требования к гражданам, которые хотят пройти процедуру банкротства, установлены в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)». То есть не у каждого, кто платит кредит, возникает такое право.

Кроме того, сложившаяся судебная практика свидетельствует о том, что даже признание гражданина банкротом не влечет за собой автоматически освобождение от долгов.

Избавление от долговых обязательств, в том числе требований кредиторов, возможно только после завершения расчетов с ними. Так, все имущество гражданина, признанного судом банкротом, включается в конкурсную массу для его последующей реализации и расчетов с кредиторами, гражданин не вправе распоряжаться своим имуществом лично. В законе установлены и иные негативные последствия признания гражданина банкротом, а сложившаяся судебная практика свидетельствует о том, что должнику может быть отказано в удовлетворении заявления об исключении из конкурсной массы даже единственного жилья.

Самое главное, если в конкретной рекламе речь не идет о процедуре внесудебного банкротства через МФЦ, что рассмотрение вопроса однозначно отнесено к компетенции судебной инстанции, поэтому никто в такой ситуации не вправе гарантировать результат рассмотрения дела.

Рекламодателю грозит административная ответственность за введение потребителей в заблуждение.

Плодотворную работу по сокращению недобросовестной рекламы услуг по сопровождению банкротства граждан Ивановское УФАС России ведет совместно с Экспертным советом по применению законодательства о рекламе. В 2023 году проведено 2 заседания, изложенные аргументированные мнения членов Совета учтены при вынесении антимонопольной службой соответствующих решений по соотнесению конкретных рекламных материалов с требованиями законодательства. Примечательно, что одно из заседаний стало уже 20-м со времени основания Совета.

Возвращаясь к итоговым показателям, сообщаем, что Ивановским УФАС России на основании принятых решений о признании рекламы незаконной по всем выявленным фактам ее распространения в отчетном периоде вынесено 16 (12 – в 2022 году) постановлений о привлечении к административной ответственности. На сегодняшний день уплачено 180 тысяч рублей из штрафов, наложенных за нарушение законодательства о рекламе (что составляет почти 98% от общей суммы, подлежащей взысканию).

При этом в отчетном периоде не отменено ни одно решение, предписание либо постановление Ивановского УФАС России, принятые по фактам нарушения требований законодательства о рекламе.

Необходимо обратить внимание на то, что в 2023 году особое внимание участников рынка привлекла новелла рекламного законодательства, связанная с изменением регулирования распространения рекламы в Интернете. Соответствующая статья Закона о рекламе (ст.18.1) начала действовать еще в сентябре 2022 года, однако стала широко обсуждаться в связи с вступлением в законную силу изменений в Кодекс об административных правонарушениях, устанавливающих высокие штрафы за распространение такой рекламы без идентификатора (токена) и нарушение порядка передачи сведений о рекламе в сети Интернет в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) — систему учета, в которую подаются данные о каждом размещении digital-рекламы, предназначенной для пользователей на территории России.

Вопросы контроля соблюдения требований к Интернет-рекламе разграничены между двумя ведомствами: ФАС России и Роскомнадзором. К полномочиям антимонопольной службы в этой сфере относятся исключительно вопросы отнесения информации к рекламе, наличие пометки «реклама» и указание сведений о рекламодателе (ч.16 ст.18 Закона о рекламе).

Вместе с тем, одним из первых в стране Ивановское УФАС России начало работу по анализу складывающейся правоприменительной практики в сфере контроля распространения Интернет-рекламы в связи с вступлением новой нормы профильного законодательства. Эта работа продолжается и в текущем году.

Приложенные файлы
Доклад__по_рекламе-1706797980.doc (73,5 КБ)
Наверх