Итоги деятельности Ивановского УФАС России по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства за 2020 год (докладчик - Чугунова Е.Е.)
02 февраля 2021, 15:00
Тип документа:
Доклады

Доклад Чугуновой Е.Е.,

заместителя руководителя управления – начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти

 Ивановского УФАС России

 

«Итоги деятельности Ивановского УФАС России

по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства

за 2020 год»

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (далее - Ивановское УФАС России) осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Одним из важнейших направлений деятельности Ивановского УФАС России является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы (далее – Национальный план).

Мероприятия Национального плана направлены на достижение ряда ключевых показателей, в том числе, на снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом.

В связи с указанным показатели за 2020 год будут приведены в сравнении с предыдущими периодами.

Количество поступивших заявлений

Закон о защите конкуренции

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

  • деятельность (статьи 10,11,11.1)

175

189

215

350

Недобросовестная конкуренция (статьи 14.1-14.8)

31

32

21

25

Антиконкурентные действия органов государственной власти и местного самоуправления (статьи 15,16,17.1, 18,19-21)

26

28

65

59

Антиконкурентные действия при проведении торгов (статья 17)

26

11

30

19

Жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства

(статья 18.1)

101

33

60

15

ИТОГО поступивших обращений

359

293

391

468

Большая часть поступивших заявлений (350) по-прежнему касается признаков нарушений статьи 10 Закона о защите конкуренции – запрет на злоупотребление доминирующим положением.

Наблюдается снижение количества заявлений по признакам антиконкурентных актов, действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Ивановской области.

Количество выданных предупреждений и предостережений

Закон о защите конкуренции

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

5

6

6

4

Недобросовестная конкуренция (статьи  14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8)

1

5

-

5

Антиконкурентные действия органов государственной власти и местного самоуправления (статья 15)

11

13

21

4

ИТОГО

17

24

27

13

Наблюдается снижение количества выданных предупреждений в отношении исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Ивановской области по сравнению с 2019 годом в 2 раза, а с базовым годом в 1,6 раз.

Значительное количество допущенных нарушений устраняется во исполнение предупреждений Ивановского УФАС России до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В случае невыполнения предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, Ивановское УФАС России возбуждает дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Количество рассмотренных дел, по которым принято решение о признании нарушения.

 

Закон о защите конкуренции

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

  • деятельность (статьи 10,11,11.1)

5

2

4

3

Недобросовестная конкуренция (статьи 14.1-14.8)

-

-

-

1

Антиконкурентные действия органов государственной власти и местного самоуправления (статьи 15,16,17.1, 18,19-21)

2

3

4

4

Антиконкурентные действия при проведении торгов (статья 17),

в том числе со стороны органов местного самоуправления

2

 

 

-

-

 

 

-

1

 

 

1

0

 

ИТОГО

9

5

9

10

 

В частности, Ивановским УФАС России в действиях органов власти и местного самоуправления выявлены следующие нарушения:

1.  30.10.2020  связи с наличием в действиях Администрации городского округа Шуя Ивановской области), выразившихся в незаконном отклонении заявки ООО «БЛ Техникс», поданной в соответствии с информационным сообщением о готовности принятия заявок к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объектов концессионного соглашения, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Федерального закона 21 июля 2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения, размещенным на сайте https://torgi.gov.ru (извещение 050820/0013541/01), признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),   Ивановское УФАС России на основании статьи 391 Закона о защите конкуренции  выдало предупреждение о необходимости прекращения указанных действий (бездействия)  в срок до  16.11.2020 путем:

- отмены протокола №1 от 22.09.2020 о рассмотрении заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения;

- рассмотрения заявки ООО «БЛ Техникс» в строгом соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 N115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и выводами Ивановского УФАС России.  Предупреждение исполнено.

2.  19.10.2020 в связи с наличием в действиях (бездействии) Администрации Южского муниципального района Ивановской области признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в бездействии Администрации Южского муниципального района по принятию своевременных и достаточных мер по проведению конкурентных процедур на право заключения концессионного соглашения для осуществления передачи муниципального имущества объектов водоснабжения и водоотведения во исполнение заключенных мировых соглашений, что лишает иных лиц, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению, возможности получить права на эти объекты водоснабжения и водоотведения, Ивановское УФАС России выдало предупреждение о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем принятия мер, направленных на:

-  выполнение обязанности, предусмотренной ч. 1 и ч. 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», и осуществить возврат Администрации Южского муниципального района Ивановской области объектов водоснабжения и водоотведения переданных по договорам аренды муниципального имущества от 20.09.2010 №04 А/10, №05 А/10;

       -   соблюдение действующего законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения (ч. 1 и 3 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») и о концессионных соглашениях (Федерального закона №115-ФЗ от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях», Федерального закона от 07.05.2013 №103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") при передаче объектов водоснабжения и водоотведения. Предупреждение в стадии исполнения.

3.  27 января 2020 года  в связи с наличием в действиях Администрации городского округа Тейково Ивановской области признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в нарушении порядка заключения контракта №1-пп на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам городского округа Тейково Ивановской области: №№1-к, 2-к, 3-к, 4-к от 26.08.2019 с Индивидуальным Предпринимателем, как с единственным исполнителем, Ивановское УФАС России выдало предупреждение о необходимости прекращения указанных действий путем принятия мер, направленных на соблюдение требований Закона о защите конкуренции, для чего организовать пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам №№1-к, 2-к, 3-к, 4-к городского округа Тейково в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.  Предупреждение исполнено.

4.  13 июля 2020 года в связи с наличием в действиях (бездействии) Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившихся в незаконном отказе предпринимателю Наумову А.Д. в выдаче свидетельств и карт маршрута  в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и незаконном проведении конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту, выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий (бездействия), для чего выдать предпринимателю свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Юрьевецкого муниципального района Ивановской области №5 «ЮСХК – Рыбзавод» и новые карты маршрута в количестве 6 штук. Предупреждение не исполнено, что явилось основанием для возбуждения дела по ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

5. 15.12.2020 Комиссия Ивановского УФАС России признала нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» действия Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области, выразившиеся в незаконном отказе ИП Наумову А.Д. в выдаче свидетельства и карт маршрута  в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и незаконном проведении конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту №5.  Предписание не выдавалось в связи с выдачей ИП Наумову А.Д. свидетельства и карт маршрута №5.

6. 02.06.2020 Комиссия признала Администрацию Южского муниципального района Ивановской области  и ООО «Объединенные котельные» нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в достижении и реализации соглашения между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, имеющего своей целью оставление муниципального имущества (котельных №1 и №3) во владении ООО «Объединенные котельные», в том числе посредством создания преимущественных условий при подготовке инициативной концессии и формировании условий концессионного соглашения, соответствующих интересам и финансовым возможностям ООО «Объединенные котельные», которое привело к ограничению конкуренции иным хозяйствующим субъектам при инициировании процедуры заключения концессионного соглашения для доступа на рынок теплоснабжения Южского городского поселения.

7.  По заявлению физического лица было рассмотрено дело в отношении администрации Савинского муниципального района Ивановской области. 12.08.2020 действия администрации, выразившиеся в передаче в безвозмездное пользование объектов водоснабжения на основании договоров от 18.12.2017 ООО «Водоканал» и АО «Савинский Водоканал» без проведения конкурсов на право заключения этих договоров, признаны нарушением части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Администрации Савинского муниципального района Ивановской области предписание не выдавать в связи с возвратом муниципального имущества.

Из изложенного следует, что выявленные в 2020 году нарушения в действиях органов власти и местного самоуправления непосредственно касались вопросов:1) передачи имущества без соблюдения требований о проведении конкурентных процедур; 2) организации пассажирских перевозок в муниципалитете.

В сфере монополистической деятельности выявлены следующие нарушения в действиях хозяйствующих субъектов:

 

1. В связи с наличием в действиях МУП «Коммунальщик»  признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в  уклонении от заключения договора холодного водоснабжения путем отклонения заявок  ООО «ИСток» по основанию не предоставления схемы расположения водопроводных сетей, не предусмотренной п. 17 Правил холодного водоснабжения и водоотведения,  утвержденных Постановлением Правительства  РФ от 29.07.2013 №644 (далее – Правила №644), а также в оставлении без рассмотрения заявки о выдаче технических условий на установку прибора учета холодного водоснабжения от 10.10.2019 №28-10, выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий путем принятия мер к заключению договора холодного водоснабжения.

2. 07.08.2020 Комиссией Ивановского УФАС России действия АО «Водоканал», занимающего доминирующее положение на товарном рынке «Водоснабжение и водоотведение с использованием  централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры» в пределах территории расположения технологической инфраструктуры  подключенных объектов, выразившиеся в злоупотреблении таким положением, путем необоснованного прекращения оказания услуг по водоснабжению в результате не принятия действий к устранению выявленной 11.03.2020 аварийной ситуации на  водопроводной сети, проходящей к зданиям по адресу: г. Иваново, ул. П. Коммуны, д. 141 «А» и №141 «Б», что привело к ущемлению интересов ООО «СПУОР», признаны нарушениям  п. 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». В связи с возобновлением водоснабжения с 28.03.2020 здания ООО «СПУОР» предписание АО «Водоканал» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавалось.

3. 27.11.2020 действия ООО «Теплоснаб-2010», занимающего доминирующее положение на товарном рынке услуг по поставке тепловой энергии (мощности) и теплоносителя от источника тепловой энергии ООО «Теплоснаб-2010» до границ балансовой принадлежности сетей АО «Ивгортеплоэнерго», выразившиеся в злоупотреблении таким положением путем введения полного ограничения подачи тепловой энергии в результате прекращения подачи теплоносителя с 16.06.2020 по 31.07.2020 в многоквартирные дома по ул. 11-я Сосневская, д. 68, 66,72 и ул. 6-ой Проезд, д. 55 г. Иваново в связи с задолженностью АО «Ивгортеплоэнерго» без соблюдения положений ч. 4 ст. 22 Закона о теплоснабжении и Правил №354, что привело к прекращению горячего водоснабжения добросовестных потребителей многоквартирных домов №68,66,72 по ул. 11-я Сосневская и 55 по ул. 6-й Проезд г. Иваново и ущемлению интересов неопределенного круга лиц, признаны нарушением п. 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

4. 19.05.2020 Комиссия признала ООО «ОСК» и ООО «СтройГрад» нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006  №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения и участия в соглашении (картеле), которое привело к поддержанию цен на торгах.  Решение Ивановского УФАС России обжаловано в Арбитражный суд Ивановской области (дело №А17-6138/2020) и оставлено в силе решением Арбитражного суда Ивановской области.

Суд не поддержал доводы ООО «СтройГрад» и «ОСК» о том, что их действия подпадают под исключения, предусмотренные частью 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции, поскольку оба Общества имеют общий бюджет, управляются одним лицом, представляя собой, по сути, единый «семейный» бизнес, экономическая целесообразность в конкуренции друг с другом (т.е. самим с собой) у них отсутствовала.

Доводы Обществ по своей сути приводили к расширительному толкованию положений части 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что недопустимо.

Решение Ивановского УФАС России оставлено в силе.

 

В сфере контроля за недопущением недобросовестной конкуренции на товарных рынках выявлены следующие нарушения:

1. В связи с наличием в действиях ООО «Феникс», выразившихся в выставлении квитанций жителям многоквартирных домов в Приволжском районе за период, когда указанные дома находились в реестре лицензий Ивановской области под управлением иной управляющей организации, признаков нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Ивановское УФАС России выдало предупреждение о необходимости устранения причин и условий указанного нарушения путем принятия мер по недопущению выставления счетов жителям многоквартирных домов, если в реестре лицензий Ивановской области указанный дом (дома) находится под управлением иной организации. Предупреждение исполнено.

2. В связи с наличием в действиях ООО «Федеральный похоронной дом», выразившихся в использовании в предпринимательских целях слова «Федеральный» путем его размещения в качестве названия организации на фасаде здания по адресу: г. Иваново, ул. Окуловой, д. 63, признаков нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Ивановское УФАС России выдало предупреждение о необходимости прекращения указанных действий, для чего ООО «ФПД» надлежало прекратить использование слова «Федеральный» путем его размещения в качестве названия (коммерческого обозначения) организации. Предупреждение исполнено.

3. В связи с наличием в действиях ООО «Дельта», выразившихся в дискредитации ООО «Серебряные ключи» путем размещения на своем сайте в сети Интернет https://instagram.com/delta.ivanovo?igshid=1tv2tdn0shvwu ложной информации относительно качества оказываемых ООО «Серебряные ключи» услуг по управлению многоквартирным домом признаков нарушения пункта 1 статьи 14.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Ивановское УФАС России выдало предупреждение о необходимости прекращения распространения ложной информации в отношении ООО «Серебряные ключи». Предупреждение исполнено в полном объеме.

4. Рассмотрено дело и принято решение о признании действия ООО «ПЕРСЕЙ»,  ООО «ПЕРСЕЙ ПРО» и ООО «ПЕРСЕЙ ОПТ»,  выразившиеся в недобросовестной конкуренции связанной с использованием при осуществлении коммерческой деятельности наименования сходного до степени смешения с товарным знаком по свидетельству №653186, принадлежащего ООО «ВИНЧИ», и в совершении хозяйствующими субъектами действий, способных вызвать смешение с товарами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а именно копирование или имитация внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом, нарушением пункта 1, пункта 2 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Следует отметить, что в 2020 году снизился процент административных дел, возбуждаемых по признакам нарушения ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, рост которых наблюдался в 2019 году.

наимено-

вание

2017

 

2018

2019

2020

Кол-во дел

 

Сумма штрафа (тыс. руб.)

Кол-во дел

 

Сумма штрафа (тыс. руб.)

Кол-во дел

 

Сумма штрафа (тыс. руб.)

Кол-во дел

 

Сумма штрафа (тыс. руб.)

Административные дела по ст. 9.21 КоАП РФ

5

70

3

10

15

1 900

4

170

 

В 2020 году доля обжалуемых решений Ивановского УФАС России по признакам нарушения антимонопольного законодательства снизилась по сравнению с 2019 годом (2019 год – 22 решения; 2020 год - 9 решений). За 2020 год отсутствуют отмененные судами решения Ивановского УФАС России о нарушении антимонопольного законодательства.

В 2020 году Арбитражным судом Ивановской области рассмотрены иски Ивановского УФАС России о признании договора безвозмездного пользования объектами водоснабжения и водоотведения, заключенного Администрацией Юрьевецкого района, недействительным (ничтожным), а также о взыскании в федеральный бюджет незаконно полученного дохода от монополистической деятельности.

Иски удовлетворены Судами в полном объеме: дела №А17- 7736/2019 и №А17-10650/2019.

Приложенные файлы
Доклад_Чугуновой_Е.Е.-1612266608.docx (41,5 КБ)
Наверх