Доклад Чугуновой Е.Е.,
заместителя руководителя управления – начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти
Ивановского УФАС России
«Итоги деятельности Ивановского УФАС России
по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства
за 2020 год»
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (далее - Ивановское УФАС России) осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Одним из важнейших направлений деятельности Ивановского УФАС России является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы (далее – Национальный план).
Мероприятия Национального плана направлены на достижение ряда ключевых показателей, в том числе, на снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом.
В связи с указанным показатели за 2020 год будут приведены в сравнении с предыдущими периодами.
Количество поступивших заявлений
Закон о защите конкуренции |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|
175 |
189 |
215 |
350 |
Недобросовестная конкуренция (статьи 14.1-14.8) |
31 |
32 |
21 |
25 |
Антиконкурентные действия органов государственной власти и местного самоуправления (статьи 15,16,17.1, 18,19-21) |
26 |
28 |
65 |
59 |
Антиконкурентные действия при проведении торгов (статья 17) |
26 |
11 |
30 |
19 |
Жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (статья 18.1) |
101 |
33 |
60 |
15 |
ИТОГО поступивших обращений |
359 |
293 |
391 |
468 |
Большая часть поступивших заявлений (350) по-прежнему касается признаков нарушений статьи 10 Закона о защите конкуренции – запрет на злоупотребление доминирующим положением.
Наблюдается снижение количества заявлений по признакам антиконкурентных актов, действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Ивановской области.
Количество выданных предупреждений и предостережений
Закон о защите конкуренции |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|
5 |
6 |
6 |
4 |
Недобросовестная конкуренция (статьи 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8) |
1 |
5 |
- |
5 |
Антиконкурентные действия органов государственной власти и местного самоуправления (статья 15) |
11 |
13 |
21 |
4 |
ИТОГО |
17 |
24 |
27 |
13 |
Наблюдается снижение количества выданных предупреждений в отношении исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Ивановской области по сравнению с 2019 годом в 2 раза, а с базовым годом в 1,6 раз.
Значительное количество допущенных нарушений устраняется во исполнение предупреждений Ивановского УФАС России до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В случае невыполнения предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, Ивановское УФАС России возбуждает дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Количество рассмотренных дел, по которым принято решение о признании нарушения.
Закон о защите конкуренции |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|
5 |
2 |
4 |
3 |
Недобросовестная конкуренция (статьи 14.1-14.8) |
- |
- |
- |
1 |
Антиконкурентные действия органов государственной власти и местного самоуправления (статьи 15,16,17.1, 18,19-21) |
2 |
3 |
4 |
4 |
Антиконкурентные действия при проведении торгов (статья 17), в том числе со стороны органов местного самоуправления |
2
- |
-
- |
1
1 |
0
|
ИТОГО |
9 |
5 |
9 |
10 |
В частности, Ивановским УФАС России в действиях органов власти и местного самоуправления выявлены следующие нарушения:
1. 30.10.2020 связи с наличием в действиях Администрации городского округа Шуя Ивановской области), выразившихся в незаконном отклонении заявки ООО «БЛ Техникс», поданной в соответствии с информационным сообщением о готовности принятия заявок к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объектов концессионного соглашения, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Федерального закона 21 июля 2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения, размещенным на сайте https://torgi.gov.ru (извещение 050820/0013541/01), признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Ивановское УФАС России на основании статьи 391 Закона о защите конкуренции выдало предупреждение о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) в срок до 16.11.2020 путем:
- отмены протокола №1 от 22.09.2020 о рассмотрении заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения;
- рассмотрения заявки ООО «БЛ Техникс» в строгом соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 N115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и выводами Ивановского УФАС России. Предупреждение исполнено.
2. 19.10.2020 в связи с наличием в действиях (бездействии) Администрации Южского муниципального района Ивановской области признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в бездействии Администрации Южского муниципального района по принятию своевременных и достаточных мер по проведению конкурентных процедур на право заключения концессионного соглашения для осуществления передачи муниципального имущества объектов водоснабжения и водоотведения во исполнение заключенных мировых соглашений, что лишает иных лиц, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению, возможности получить права на эти объекты водоснабжения и водоотведения, Ивановское УФАС России выдало предупреждение о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем принятия мер, направленных на:
- выполнение обязанности, предусмотренной ч. 1 и ч. 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», и осуществить возврат Администрации Южского муниципального района Ивановской области объектов водоснабжения и водоотведения переданных по договорам аренды муниципального имущества от 20.09.2010 №04 А/10, №05 А/10;
- соблюдение действующего законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения (ч. 1 и 3 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») и о концессионных соглашениях (Федерального закона №115-ФЗ от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях», Федерального закона от 07.05.2013 №103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") при передаче объектов водоснабжения и водоотведения. Предупреждение в стадии исполнения.
3. 27 января 2020 года в связи с наличием в действиях Администрации городского округа Тейково Ивановской области признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в нарушении порядка заключения контракта №1-пп на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам городского округа Тейково Ивановской области: №№1-к, 2-к, 3-к, 4-к от 26.08.2019 с Индивидуальным Предпринимателем, как с единственным исполнителем, Ивановское УФАС России выдало предупреждение о необходимости прекращения указанных действий путем принятия мер, направленных на соблюдение требований Закона о защите конкуренции, для чего организовать пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам №№1-к, 2-к, 3-к, 4-к городского округа Тейково в строгом соответствии с нормами действующего законодательства. Предупреждение исполнено.
4. 13 июля 2020 года в связи с наличием в действиях (бездействии) Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившихся в незаконном отказе предпринимателю Наумову А.Д. в выдаче свидетельств и карт маршрута в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и незаконном проведении конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту, выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий (бездействия), для чего выдать предпринимателю свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Юрьевецкого муниципального района Ивановской области №5 «ЮСХК – Рыбзавод» и новые карты маршрута в количестве 6 штук. Предупреждение не исполнено, что явилось основанием для возбуждения дела по ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
5. 15.12.2020 Комиссия Ивановского УФАС России признала нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» действия Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области, выразившиеся в незаконном отказе ИП Наумову А.Д. в выдаче свидетельства и карт маршрута в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и незаконном проведении конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту №5. Предписание не выдавалось в связи с выдачей ИП Наумову А.Д. свидетельства и карт маршрута №5.
6. 02.06.2020 Комиссия признала Администрацию Южского муниципального района Ивановской области и ООО «Объединенные котельные» нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в достижении и реализации соглашения между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, имеющего своей целью оставление муниципального имущества (котельных №1 и №3) во владении ООО «Объединенные котельные», в том числе посредством создания преимущественных условий при подготовке инициативной концессии и формировании условий концессионного соглашения, соответствующих интересам и финансовым возможностям ООО «Объединенные котельные», которое привело к ограничению конкуренции иным хозяйствующим субъектам при инициировании процедуры заключения концессионного соглашения для доступа на рынок теплоснабжения Южского городского поселения.
7. По заявлению физического лица было рассмотрено дело в отношении администрации Савинского муниципального района Ивановской области. 12.08.2020 действия администрации, выразившиеся в передаче в безвозмездное пользование объектов водоснабжения на основании договоров от 18.12.2017 ООО «Водоканал» и АО «Савинский Водоканал» без проведения конкурсов на право заключения этих договоров, признаны нарушением части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Администрации Савинского муниципального района Ивановской области предписание не выдавать в связи с возвратом муниципального имущества.
Из изложенного следует, что выявленные в 2020 году нарушения в действиях органов власти и местного самоуправления непосредственно касались вопросов:1) передачи имущества без соблюдения требований о проведении конкурентных процедур; 2) организации пассажирских перевозок в муниципалитете.
В сфере монополистической деятельности выявлены следующие нарушения в действиях хозяйствующих субъектов:
1. В связи с наличием в действиях МУП «Коммунальщик» признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в уклонении от заключения договора холодного водоснабжения путем отклонения заявок ООО «ИСток» по основанию не предоставления схемы расположения водопроводных сетей, не предусмотренной п. 17 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644 (далее – Правила №644), а также в оставлении без рассмотрения заявки о выдаче технических условий на установку прибора учета холодного водоснабжения от 10.10.2019 №28-10, выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий путем принятия мер к заключению договора холодного водоснабжения.
2. 07.08.2020 Комиссией Ивановского УФАС России действия АО «Водоканал», занимающего доминирующее положение на товарном рынке «Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры» в пределах территории расположения технологической инфраструктуры подключенных объектов, выразившиеся в злоупотреблении таким положением, путем необоснованного прекращения оказания услуг по водоснабжению в результате не принятия действий к устранению выявленной 11.03.2020 аварийной ситуации на водопроводной сети, проходящей к зданиям по адресу: г. Иваново, ул. П. Коммуны, д. 141 «А» и №141 «Б», что привело к ущемлению интересов ООО «СПУОР», признаны нарушениям п. 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». В связи с возобновлением водоснабжения с 28.03.2020 здания ООО «СПУОР» предписание АО «Водоканал» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавалось.
3. 27.11.2020 действия ООО «Теплоснаб-2010», занимающего доминирующее положение на товарном рынке услуг по поставке тепловой энергии (мощности) и теплоносителя от источника тепловой энергии ООО «Теплоснаб-2010» до границ балансовой принадлежности сетей АО «Ивгортеплоэнерго», выразившиеся в злоупотреблении таким положением путем введения полного ограничения подачи тепловой энергии в результате прекращения подачи теплоносителя с 16.06.2020 по 31.07.2020 в многоквартирные дома по ул. 11-я Сосневская, д. 68, 66,72 и ул. 6-ой Проезд, д. 55 г. Иваново в связи с задолженностью АО «Ивгортеплоэнерго» без соблюдения положений ч. 4 ст. 22 Закона о теплоснабжении и Правил №354, что привело к прекращению горячего водоснабжения добросовестных потребителей многоквартирных домов №68,66,72 по ул. 11-я Сосневская и 55 по ул. 6-й Проезд г. Иваново и ущемлению интересов неопределенного круга лиц, признаны нарушением п. 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
4. 19.05.2020 Комиссия признала ООО «ОСК» и ООО «СтройГрад» нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения и участия в соглашении (картеле), которое привело к поддержанию цен на торгах. Решение Ивановского УФАС России обжаловано в Арбитражный суд Ивановской области (дело №А17-6138/2020) и оставлено в силе решением Арбитражного суда Ивановской области.
Суд не поддержал доводы ООО «СтройГрад» и «ОСК» о том, что их действия подпадают под исключения, предусмотренные частью 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции, поскольку оба Общества имеют общий бюджет, управляются одним лицом, представляя собой, по сути, единый «семейный» бизнес, экономическая целесообразность в конкуренции друг с другом (т.е. самим с собой) у них отсутствовала.
Доводы Обществ по своей сути приводили к расширительному толкованию положений части 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что недопустимо.
Решение Ивановского УФАС России оставлено в силе.
В сфере контроля за недопущением недобросовестной конкуренции на товарных рынках выявлены следующие нарушения:
1. В связи с наличием в действиях ООО «Феникс», выразившихся в выставлении квитанций жителям многоквартирных домов в Приволжском районе за период, когда указанные дома находились в реестре лицензий Ивановской области под управлением иной управляющей организации, признаков нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Ивановское УФАС России выдало предупреждение о необходимости устранения причин и условий указанного нарушения путем принятия мер по недопущению выставления счетов жителям многоквартирных домов, если в реестре лицензий Ивановской области указанный дом (дома) находится под управлением иной организации. Предупреждение исполнено.
2. В связи с наличием в действиях ООО «Федеральный похоронной дом», выразившихся в использовании в предпринимательских целях слова «Федеральный» путем его размещения в качестве названия организации на фасаде здания по адресу: г. Иваново, ул. Окуловой, д. 63, признаков нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Ивановское УФАС России выдало предупреждение о необходимости прекращения указанных действий, для чего ООО «ФПД» надлежало прекратить использование слова «Федеральный» путем его размещения в качестве названия (коммерческого обозначения) организации. Предупреждение исполнено.
3. В связи с наличием в действиях ООО «Дельта», выразившихся в дискредитации ООО «Серебряные ключи» путем размещения на своем сайте в сети Интернет https://instagram.com/delta.ivanovo?igshid=1tv2tdn0shvwu ложной информации относительно качества оказываемых ООО «Серебряные ключи» услуг по управлению многоквартирным домом признаков нарушения пункта 1 статьи 14.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Ивановское УФАС России выдало предупреждение о необходимости прекращения распространения ложной информации в отношении ООО «Серебряные ключи». Предупреждение исполнено в полном объеме.
4. Рассмотрено дело и принято решение о признании действия ООО «ПЕРСЕЙ», ООО «ПЕРСЕЙ ПРО» и ООО «ПЕРСЕЙ ОПТ», выразившиеся в недобросовестной конкуренции связанной с использованием при осуществлении коммерческой деятельности наименования сходного до степени смешения с товарным знаком по свидетельству №653186, принадлежащего ООО «ВИНЧИ», и в совершении хозяйствующими субъектами действий, способных вызвать смешение с товарами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а именно копирование или имитация внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом, нарушением пункта 1, пункта 2 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Следует отметить, что в 2020 году снизился процент административных дел, возбуждаемых по признакам нарушения ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, рост которых наблюдался в 2019 году.
наимено- вание |
2017
|
2018 |
2019 |
2020 |
||||
Кол-во дел
|
Сумма штрафа (тыс. руб.) |
Кол-во дел
|
Сумма штрафа (тыс. руб.) |
Кол-во дел
|
Сумма штрафа (тыс. руб.) |
Кол-во дел
|
Сумма штрафа (тыс. руб.) |
|
Административные дела по ст. 9.21 КоАП РФ |
5 |
70 |
3 |
10 |
15 |
1 900 |
4 |
170 |
В 2020 году доля обжалуемых решений Ивановского УФАС России по признакам нарушения антимонопольного законодательства снизилась по сравнению с 2019 годом (2019 год – 22 решения; 2020 год - 9 решений). За 2020 год отсутствуют отмененные судами решения Ивановского УФАС России о нарушении антимонопольного законодательства.
В 2020 году Арбитражным судом Ивановской области рассмотрены иски Ивановского УФАС России о признании договора безвозмездного пользования объектами водоснабжения и водоотведения, заключенного Администрацией Юрьевецкого района, недействительным (ничтожным), а также о взыскании в федеральный бюджет незаконно полученного дохода от монополистической деятельности.
Иски удовлетворены Судами в полном объеме: дела №А17- 7736/2019 и №А17-10650/2019.