Итоги деятельности Ивановского УФАС России по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства в 2023 году (докладчик - Чугунова Е.Е.)
02 февраля 2024, 13:13
Тип документа:
Доклады

Доклад Чугуновой Е.Е.,

заместителя руководителя управления – начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти  Ивановского УФАС России

 

«Итоги деятельности Ивановского УФАС России по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства в 2023 году»

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (далее - Ивановское УФАС России) осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

Одним из важнейших направлений деятельности Ивановского УФАС России является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

1. Количество поступивших заявлений со стороны хозяйствующих субъектов (в том числе предпринимателей, потребителей) в 2023 году составило 508, разбивка поступивших заявлений по контролируемым сферам приведена в таблице №1.

Таблица 1

Федеральный закон№135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

Монополистическая деятельность (статьи 10,11,11.1)

350

353

431

385

Недобросовестная конкуренция (статьи 14.1-14.8)

25

28

25

29

Антиконкурентные действия органов государственной власти и местного самоуправления (статьи 15,16,17.1, 18,19-21)

59

55

56

71

Антиконкурентные действия при проведении торгов (статья 17)

19

13

13

7

Жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства

(статья 18.1)

15

29

28

16

ИТОГО поступивших обращений

468

478

553

508

Как видно из таблицы, большая часть поступивших заявлений (385), по-прежнему, касается признаков осуществления монополистической деятельности (основная масса поступивших заявлений по статье 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) – запрет на злоупотребление доминирующим положением - 376; 9 заявлений по ст. 11, 11.1 Закона о защите конкуренции - запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия.

По отношению к 2022 году отмечается увеличение количества поступивших заявлений по направлению «Недобросовестная конкуренция».

Количество заявлений по признакам антиконкурентных актов, действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Ивановской области по отношению к 2022 году также увеличилось.

Отмечается снижение более чем на 50 процентов количества обращений, поступающих в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции «Жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства».

2. В 2023 году количество выданных в порядке ст. 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждений о прекращении действия (бездействий), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, в целях пресечения таких действий, снизилось, что отражено в таблице №2.

      Таблица №2

Статья Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

Монополистическая деятельность (пункты 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10)

4

11

11

2

Недобросовестная конкуренция (статьи  14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8)

5

2

2

2

Антиконкурентные действия органов государственной власти и местного самоуправления (статья 15)

4

8

6

10

ИТОГО

13

21

19

14

Из указанной таблицы видно, что произошло снижение количества выданных предупреждений хозяйствующим субъектам в целях пресечения монополистической деятельности на 82%.

Количество выданных предупреждений хозяйствующим субъектам в целях пресечения недобросовестной конкуренции осталось на прежнем уровне.

В 2023 году увеличилось количество выданных предупреждений по направлению антиконкурентные действия органов государственной власти и местного самоуправления на 40% по отношению к 2022 году.

Значительное количество допущенных нарушений устраняется при исполнении предупреждений Ивановского УФАС России до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В случае невыполнения предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, Ивановское УФАС России возбуждает дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В 2023 году возбуждено 1 дело о нарушении антимонопольного законодательства в связи с неисполнением предупреждения Ивановского УФАС России.

В соответствии с требованиями ст. 25.7 Закона о защите конкуренции должностным лицам хозяйствующего субъекта, федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственного внебюджетного фонда, выдано 1 предостережение по осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам.

Предупреждения в сфере монополистической деятельности выдавались хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на товарных рынках, в связи с выявлением следующих нарушений:

1. по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в оставлении организацией водопроводно-канализационного хозяйства без рассмотрения заявок Хозяйствующего субъекта об отказе от пролонгации договора на следующий год и заключении нового договора холодного водоснабжения и водоотведения на иных условиях в части разграничения границы балансовой принадлежности, при соблюдении последним условий и сроков, установленных и п. 15 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644 (далее - Правила №644). Ивановское УФАС России предупредило о необходимости прекращения указанных действий путем принятия мер по рассмотрению заявок хозяйствующего субъекта об отказе от пролонгации ранее заключенного договора  холодного водоснабжения и водоотведения и заключении договора водоснабжения и водоотведения на иных условиях в соответствии с положениями п. 8-14 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644. Предупреждение исполнено.

2. по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в ущемлении интересов хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности путем навязывания условий договора по осуществлению расчетов за потребленную электрическую энергию по показаниям приборов учета электрической энергии, установленных в месте, отличном от ранее согласованного сторонами,  без согласования внесения изменений в договор энергоснабжения до момента выставления счетов, то есть фактически условия взаиморасчетов изменены гарантирующим поставщиком в одностороннем порядке, уклонении от урегулирования возникших разногласий между потребителем и сетевой организацией  по признанию приборов учета потребителя не расчетными, что способствовало возникновению задолженности у потребителя – хозяйствующего субъекта и направлению уведомления об ограничении режима потребления электрической энергии.  Гарантирующий поставщик был предупрежден о необходимости прекращения указанных действий путём принятия мер по осуществлению проверки приборов учета электрической энергии, установленных в у потребителя – хозяйствующего субъекта для разрешения возникших разногласий по признанию их нерасчетными; урегулированию взаимоотношений с таким потребителем по расчетам за потребленную электрическую энергию с учетом положений действующего договора энергоснабжения и воздержанию от введения ограничения режима потребления электрической энергии до урегулирования  указанных вопросов. Предупреждение исполнено.

Предупреждения в сфере недобросовестной конкуренции выдавались в связи с выявлением признаков нарушения статьи 14.2 и статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Так, в действиях хозяйствующего субъекта, выразившихся в незаконном осуществлении перераспределения покупательского спроса на товарном рынке оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок на территории Владимирской и Ивановской областей путем посадки (высадки) пассажиров на остановочном пункте, не предусмотренном схемой маршрута, Ивановским УФАС России установлены признаки нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Ивановское УФАС России предупредило о необходимости прекращения указанных действий, путем осуществления посадки и высадки пассажиров по межрегиональному маршруту регулярных перевозок АВ г. Владимир — ОП г. Иваново (ж/д вокзал г. Иваново) исключительно в остановочных пунктах, указанных в свидетельстве об осуществлени перевозок по маршруту регулярных перевозок. Предупреждение исполнено.

Ивановским УФАС России установлено, что хозяйствующим субъектом в соответствии с приказом руководителя в целях сокращения расходов при упаковке товара, используется ранее изготовленная и имеющаяся в наличии упаковка, которая содержит сведения, отличающие от фактических, относительно места производства товара. Использование упаковки, содержащей информацию, не соответствующую месту производства товара, вводит в заблуждение потребителей в отношении места его производства.

В указанных действиях (бездействии) хозяйствующего субъекта установлены признаки нарушения пункта 3 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Ивановское УФАС России на основании статьи 39 1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предупредило о необходимости прекращения указанных действий путем отражения на упаковке товара, введенного в оборот с 28.07.2021 по 07.02.2023, информации о месте производства мыла, соответствующей фактическому месту его изготовления, в целях исключения введения в заблуждение потребителей в отношении места производства товара. Предупреждение исполнено.

Предупреждения в целях пресечения признаков антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления (статья 15) выдавались в отношении следующих действий органов местного самоуправления:

- непроведение конкурентных процедур на право заключения концессионного соглашения при осуществлении передачи муниципального имущества объектов теплоснабжения (выдано 4 предупреждения; исполнено 2, в стадии исполнения 2);

- создание МУП с видами деятельности, не относящимися к сферам деятельности субъектов естественных монополий либо изменение видов деятельности МУП, не относящиеся к сферам деятельности субъектов естественных монополий (выдано 4 предупреждения, 2 исполнено, 2 предупреждения в стадии исполнения);

- неосуществление контроля за размещением рекламных конструкций на территории муниципалитета (выдано 2 предупреждения, 1 исполнено, 1 в стадии исполнения).

3. Количество рассмотренных дел, по которым принято решение о признании нарушения по сферам деятельности, приведено в таблице №3.

  Таблица №3

Закон о защите конкуренции

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

Монополистическая деятельность (статьи 10,11,11.1)

3

4

1

-

Недобросовестная конкуренция (статьи 14.1-14.8)

1

1

5

1

Антиконкурентные действия органов государственной власти и местного самоуправления (статьи 15,16,17.1, 18,19-21)

4

1

1

1

Антиконкурентные действия при проведении торгов (статья 17),

в том числе со стороны органов местного самоуправления

 

0

 

0

0

-

ИТОГО

8

6

7

2

Из указанной таблицы следует, что дела по направлению «монополистическая деятельность» не возбуждались, что обусловлено, по мнению Ивановского УФАС России, институтом выдачи предупреждений и их добровольным исполнением со стороны хозяйствующих субъектов, а также внесенными изменениями Федеральным законом от 16.02.2022 №11-ФЗ в Закон о защите конкуренции, предусматривающими, что не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает восьмисот миллионов рублей.

Отмечается снижение количества возбужденных дел по направлению  «недобросовестная конкуренция» по отношению к 2022 году.

При этом, количество возбужденных дел в отношении органов власти и местного самоуправления осталось на прежнем уровне, что отчасти обусловлено исполнением предупреждений Ивановского УФАС России. Также эффективным инструментом в снижении количества нарушений является антимонопольный комплаенс (организация внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства).

Выявленное в 2023 году нарушение в действиях органов власти связано с нарушением частей 1,3 статьи 15 Закон о защите конкуренции, выразившихся в наделении Муниципального бюджетного учреждения «Управление благоустройства городского округа Шуя» властно-распорядительными функциями органа местного самоуправления на территории городского округа Шуя Ивановской области и полномочиями по оказанию ритуальных услуг в качестве хозяйствующего субъекта на указанной территории, что может привести к созданию МБУ «Управление благоустройства городского округа Шуя» необоснованных преимуществ осуществления предпринимательской деятельности на рынке ритуальных и связанных с ними услуг.  В целях устранения выявленного нарушения Администрация предупреждена о необходимости прекращения указанных действий, для чего необходимо внести изменения в положения административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Об установлении порядка и стандарта предоставления муниципальной услуги по вопросам организации похоронного дела и оказания ритуальных услуг», исключив МБУ «Управление благоустройства городского округа Шуя», учитывая, что последнее осуществляет деятельность на рынке ритуальных услуг в качестве специализированной организации по вопросам похоронного дела. Предупреждение к установленному сроку не исполнено, что явилось основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и признании действий Администрации по результатам его рассмотрения нарушением ст. 15 Закона о защите конкуренции. Предписание не выдавалось, поскольку выявленное нарушение устранено в ходе рассмотрения дела.

 

В сфере контроля недобросовестной конкуренции возбуждено дело №037/01/14.4-247/2023 по признакам нарушения статьи 14.4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», которым действия индивидуального предпринимателя, выразившиеся в приобретении и использовании исключительного права на средства индивидуализации товара - товарный знак «Прима» по свидетельству РФ от 01.10.2021 №830800 признаны актом недобросовестной конкуренции.

4. Количество рассмотренных жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (статья 18.1) приведено в  таблице №4.

  Таблица №4

Закон о защите конкуренции

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

Жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (статья 18.1), из них:

 

- признаны обоснованными

21

 

 

56

 

 

28

16

5

           4

6

6

- признаны необоснованными

 

7

16

6

9

Из указанной таблицы следует, что количество жалоб, признанных обоснованными, осталось на уровне 2022 года, при этом общее количество жалоб, поступающих по фактам нарушения ст. 18.1 Закона о защите конкуренции уменьшилось практически на 58%.

5. Количество выданных предписаний по сферам деятельности приведено в таблице №5.

Таблица №5

Федеральный закон№135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

Моноплистическая деятельность (статьи 10,11,11.1)

0

1

1

0

Недобросовестная конкуренция (статьи 14.1-14.8)

3

1

2

0

Антиконкурентные действия органов государственной власти и местного самоуправления (статьи 15,16,17.1, 18,19-21)

0

0

0

0

Антиконкурентные действия при проведении торгов (статья 17)

0

0

0

0

Жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства

(статья 18.1)

4

4

6

5

ИТОГО поступивших обращений

7

6

9

5

В 2023 году исполнено 5 предписаний, выданных по результатам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов (ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.)

6. Количество рассмотренных дел по нарушению Кодекса РФ об административных правонарушениях приведено в таблице №6.

Таблица №6

Статья Кодекса РФ об административных правонарушениях

2021

2022

2023

Кол-во дел

Сумма штрафа

Кол-во дел

Сумма штрафа

Кол-во дел

Сумма штрафа

Наложенного, тыс. руб.

Взысканного (c учетом штрафов, вынесенных в предыдущий период, и оплаченных в отчетный период), тыс. руб.

 

Наложенного, тыс. руб.

Взысканного (c учетом штрафов, вынесенных в предыдущий период, и оплаченных в отчетный период), тыс. руб.

Наложенного, тыс. руб.

Взысканного (c учетом штрафов, вынесенных в предыдущий период, и оплаченных в отчетный период), тыс. руб.

ст. 9.15

2

40

40

0

0

0

0

0

0

ст. 9.21

20

820

720

52

4045

1135

43

4135

4515

ст. 14.31

3

90

1455

4

249

249

1

20

20

ст. 14.9

1

15

15

0

0

0

1

15

7,5

ст. 14.32

14

575

190

7

365

911,6

0

0

0

ст. 14.33

4

324

24

4

140

40

2

32

32

ст. 7.32.4

27

105

105

4

103

103

7

49

49

Итого

71

1969

2549

71

4902

2438,6

54

4251

4623,5

Из указанной таблицы следует, что по сравнению с 2022 годом в 2023 году отмечается снижение возбужденных и рассмотренных дел по ст. 9.21 КоАП РФ (нарушения в сфере подключения к инфраструктуре субъектов естественных монополий) на 18%. Из указанного количества дел 41 дело возбуждено в отношении действий сетевых организацией при подключении к электрическим сетям, 2 дела – в сфере подключения к сетям газораспределения.

Основные нарушения, установленные Ивановским УФАС России в данном направлении связаны с:

- несоблюдением субъектами естественных монополий сроков осуществления мероприятий технологического присоединения по договору технологического присоединения (подключения);

- оставлением без рассмотрения заявок на осуществление технологического присоединения (подключение);

- необоснованным отказом либо уклонением от заключения договора технологического присоединения;

- необеспечением недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (препятствование перетоку электрической энергии, не осуществление передачи электрической энергии).

Наблюдается незначительное увеличение количества дел, возбужденных и рассмотренных по ст. 7.32.4 КоАП РФ (Нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов и продажи или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися). Выявленные нарушения касались нарушения установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, порядка определения победителя (ч. 2, ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ).

По общим показателям наложенных штрафов в 2023 году и оплаченных штрафов (с учетом штрафов, наложенных в 2022 году, срок оплаты которых наступил в 2023 году либо по которым было вынесено окончательное судебное решение в 2023 году) можно отметить, что процент собираемости оплаченных штрафов составил 91%. Процент неоплаченных штрафов 9% – это штрафы, срок оплаты по которым наступает в 2024 году. По одному постановлению по ст. 14.32 КоАП РФ материалы направлены в службу судебных приставов для принудительного взыскания.

7. Анализ проведенной судебной работы в сфере антимонопольного законодательства позволил установить следующее.

 

Обжалованные акты

2021

2022

2023

Признаны законными

 

 

Признаны не законными

 

 

Признаны законными

 

Признаны не законными

 

Признаны законными

 

Признаны не законными

 

Решения по делам о нарушении антимонопольного законодательства

4

1

1

0

0

0

Решения об отказе в возбуждении дел

4

1

6

1

3

 

Предупреждения

1

0

4

 

0

0

Постановления по делам об административных правонарушениях

5

0

8

0

12

0

Определения об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях

1

0

2

0

0

0

Процент отмены

 

0,4% к общему числу решений, вынесенных в 2021 году (478), и 13% от числа обжалованных решений

 

0,18% к общему числу решений, вынесенных в 2022 году (553), и 8,3% от числа обжалованных решений

 

0 % к общему числу решений, вынесенных в 2023 году (508), и 0% от числа обжалованных решений

В 2023 году по отношению к 2021, 2022 годам наблюдается снижение отмены актов Ивановского УФАС России.

 

Приложенные файлы
Доклад_по_антимонопольному_законодательству-1706868816.docx (47,7 КБ)
Наверх