Антимонопольные требования к созданию унитарных предприятий и осуществлению их деятельности (докладчик - Строганова О.П.)
13 мая 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад Строгановой О.П.,

заместителя руководителя управления – начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти Ивановского УФАС России

«Антимонопольные требования к созданию унитарных предприятий и осуществлению их деятельности»

 

Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденный Указом Президента РФ от 21.12.2017 №618, предусматривает ограничение создания унитарных предприятий на конкурентных рынках.

Федеральным законом от 27.12.2019 №485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее – Закон №485-ФЗ) установлен запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках.

Статья 35.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) устанавливает запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением случаев:

1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;

3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;

7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.

Аналогичные требования установлены пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Необходимо отметить, что установлено дополнительное исключение из запрета создания унитарных предприятий, а именно: при необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Правительство Российской Федерации вправе принять решение о возможности создания унитарного предприятия или сохранения унитарного предприятия для осуществления деятельности, не предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи. Правительство Российской Федерации рассматривает мотивированное представление высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и принимает по нему решение в срок, не превышающий двух месяцев.

 В соответствии с частью 2 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции не допускается деятельность унитарных предприятий на товарных рынках, находящихся в состоянии конкуренции, в случаях, не предусмотренных частью 1 статья 35.1 Закона о защите конкуренции, если выручка унитарного предприятия от такой деятельности превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год. Ограничения, предусмотренные настоящей частью, не применяются к унитарным предприятиям в случаях, указанных в пунктах 1, 2 и 7 части 1 статья 35.1 Закона о защите конкуренции.

Нарушение органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными организациями, уполномоченными на осуществление действий по созданию унитарных предприятий, запрета, установленного статьей 35.1 Закона о защите конкуренции, является основанием для квалификации указанных действий нарушением пункта 11 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Статьей 35.2 Закона о защите конкуренции предусмотрено для   органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных организаций, уполномоченных на осуществление действий по созданию унитарных предприятий, право направления запроса о выдаче заключения антимонопольного органа о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству.

Данное заключение действует в течение одного года со дня выдачи его антимонопольным органом.

В соответствии с приказом ФАС России от 11.02.2020 №114/20 «О внесении изменений в положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденное приказом ФАС России от 23.07.2017 №649/15», вступившим в силу 29 марта 2020 года, территориальный орган наделен полномочиями выдавать заключения о соответствии или несоответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству.

Законом №485-ФЗ предусмотрен переходный период реформирования деятельности унитарных предприятий.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые созданы до дня вступления в силу Закона №485-ФЗ и осуществляют деятельность на товарных рынках, находящихся в условиях конкуренции, подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 1 января 2025 года. В случае непринятия указанных решений или неисполнения принятых решений такие унитарные предприятия подлежат ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

ФАС России письмом от 20.01.2020 №СП/3021/20 «О реализации Федерального закона от 27.12.2019 №485-ФЗ» предложила органам государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления разработать план мероприятий на период до 1 января 2025 года по реформированию унитарных предприятий.

В указанный план мероприятий включаются:

-перечень государственных и муниципальных предприятий, подлежащих сохранению с указанием оснований, соответствующих Закону №485-ФЗ;

-перечень унитарных предприятий, подлежащих реорганизации либо ликвидации, способ реорганизации;

-прогноз затрат, связанных с реорганизацией либо ликвидацией унитарных предприятий, с разделением по видам на затраты, связанные с технической инвентаризацией, кадастровым учетом, рыночной оценкой недвижимого имущества, а также государственной регистрацией права собственности субъекта РФ или муниципального образования на земельные участки и государственной регистрацией права хозяйственного ведения или оперативного управления на объекты недвижимого имущества.

Приложенные файлы
Доклад_Строгановой_О.П.-1589372333.docx (19,3 КБ)
Наверх