Итоги деятельности Ивановского УФАС России по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства за 2021 год (докладчик - Чугунова Е.Е.)
24 февраля 2022, 13:00
Тип документа:
Доклады

Доклад Чугуновой Е.Е.,

заместителя руководителя управления – начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти

 Ивановского УФАС России

«Итоги деятельности Ивановского УФАС России по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства за 2021 год»

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (далее - Ивановское УФАС России) осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

Одним из важнейших направлений деятельности Ивановского УФАС России является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

 

1. Количество поступивших заявлений со стороны хозяйствующих субъектов (в том числе предпринимателей, потребителей) в 2021 году составило 478, разбивка поступивших заявлений по контролируемым сферам приведена в таблице №1.

Таблица 1

Федеральный закон№135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»

2019 год

2020 год

2021 год

Монополистическая деятельность (статьи 10,11,11.1)

215

350

353

Недобросовестная конкуренция (статьи 14.1-14.8)

21

25

28

Антиконкурентные действия органов государственной власти и местного самоуправления (статьи 15,16,17.1, 18,19-21)

65

59

55

Антиконкурентные действия при проведении торгов (статья 17)

30

19

13

Жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства

(статья 18.1)

60

15

29

ИТОГО поступивших обращений

391

468

478

Как видно из таблицы, большая часть поступивших заявлений (353), по-прежнему, касается монополистической деятельности. Основная масса поступивших заявлений по статье 10 Закона о защите конкуренции – запрет на злоупотребление доминирующим положением – 341; 12 заявлений по ст. 11, 11.1 Закона о защите конкуренции - запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия.

По отношению к 2020 году увеличилось на 12% количество поступивших заявлений по направлению «Недобросовестная конкуренция».

При этом, наблюдается снижение количества заявлений по признакам антиконкурентных актов, действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Ивановской области. Процент снижения составил по сравнению с 2020 году – 7%, с 2019 годом – 16%.

Также отмечается снижение количества поступивших обращений на антиконкурентные действия при проведении торгов по сравнению с 2020 годом на 32%.

Вместе с тем, отмечен рост количества обращений, поступающих в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции «Жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства» на 93%.

2. В 2021 году увеличилось количество выданных предупреждений, что отражено в таблице №2.

                                                                                                                 Таблица №2

Закон о защите конкуренции

2019 год

2020 год

2021 год

Монополистическая деятельность (пункты 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10)

6

4

11

Недобросовестная конкуренция (статьи  14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8)

-

5

2

Антиконкурентные действия органов государственной власти и местного самоуправления (статья 15)

21

4

8

ИТОГО

27

13

21

Из указанной таблицы отмечается рост выданных предупреждений хозяйствующим субъектам в целях пресечения монополистической деятельности. По отношению к 2020 году количество выданных предупреждений по ст. 10, 15 Закона о защите конкуренции увеличилось более чем в 2 раза.

В тоже время наблюдается снижение выданных предупреждений по недобросовестной конкуренции.

Значительное количество допущенных нарушений устраняется во исполнение предупреждений Ивановского УФАС России до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В случае невыполнения предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, Ивановское УФАС России возбуждает дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В 2021 году дел о нарушении антимонопольного законодательства в связи с неисполнением предупреждений не возбуждалось.

Предостережений в 2021 году в соответствии с требованиями ст. 25.7 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» должностным лицам хозяйствующего субъекта, федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственного внебюджетного фонда, не выдавалось.

Предупреждения в сфере монополистической деятельности выдавались хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на товарных рынках в связи с выявлением следующих нарушений:

1. по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Так, на основании обращений ООО «Кинешма-Жилищник» и ООО «Объединенная управляющая компания» в действиях ООО «Теплоснабжающая компания» (далее - ООО «ТСК»), выразившихся в уклонении от заключения договора на установку общедомового прибора учета тепловой энергии, теплоносителя (далее – ОДПУ) в многоквартирных домах, находящихся в управлении Обществ, установлены признаки нарушения, указанного выше. Ивановское УФАС России на основании статьи  391 Закона о защите конкуренции предупредило о необходимости прекращения указанных действий путем принятия мер к заключению договора на установку общедомового прибора учета тепловой энергии, теплоносителя в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и положениями, установленными Приказом Минэнерго РФ №149 от 07.04.2010 «Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов». Предупреждения исполнены теплоснабжающей организацией в установленный срок.

Уклонение от заключения договора на установку общедомового прибора учета тепловой энергии, теплоносителя выявлено и в действиях АО «Ивгортеплоэнерго» по результатам рассмотрения обращения управляющей компании ООО «Диалог». На основании статьи  391 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Ивановское УФАС России  предупредило о необходимости прекращения указанных действий путем принятия мер по рассмотрению заявки ООО «Диалог» в соответствии с требованиями, указанных выше норм законодательства.

Предупреждения исполнены в установленный срок.

В связи с наличием в действиях ООО «Теплопром», выразившихся в уклонении от заключения договора теплоснабжения в отношении здания, принадлежащего ИП на праве собственности,  Ивановское УФАС России на основании статьи  391 Закона о защите конкуренции предупредило о необходимости прекращения указанных действий путем принятия мер к заключению договора теплоснабжения с ИП в соответствии с требованиями, предусмотренными  Федеральным законом №190-ФЗ от 27.07.2013 «О теплоснабжении», и положениями, установленными Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №808 от 08.08.2012. Предупреждение исполнено в полном объеме.

Отказ МП «Теплосервис» от заключения с управляющей организацией ООО «Коммунальные сети» договора на поставку горячего водоснабжения потребителям многоквартирных жилых домов №6 и 19 по ул. Советская, с. Новые горки, Лежневского района, Ивановской области, по основаниям, не предусмотренным  п. 13 Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ №124 от 14.02.2012 (далее – Правила №124), ч. 7 ст. 15 Федерального закона №190-ФЗ от 27.07.2013 «О теплоснабжении», Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №808 от 08.08.2012 (письмо МП «Теплосервис» от 30.03.2021 №281), явился основанием выдачи Ивановским УФАС России предупреждения о необходимости прекращения указанных действий путем принятия мер к рассмотрению заявки ООО «Комсервис» и заключению договора поставки горячей воды (поставки тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения) в целях обеспечения коммунальной услуги горячего водоснабжения жителей многоквартирных домов в соответствии с требованиями, действующего законодательства.

Предупреждение аналогичного содержания выдано в адрес ООО «Тепловик». Оба предупреждения исполнены в установленный срок.

В связи с наличием в действиях ПАО «Т Плюс» филиал «Владимирский», выразившихся в ущемлении интересов ООО «Спектр» путем уклонения от заключения договора теплоснабжения в соответствии с заявкой, в результате не исполнения обязанности по направлению в адрес ООО «Спектр» предложения о представлении недостающих сведений и устранении несоответствий в документах по заявке либо направления протокола разногласий к проекту договора теплоснабжения в установленный срок, Ивановское УФАС предупредило о необходимости принять меры, направленных на устранение причин и условий, способствовавших нарушению антимонопольного законодательства, в целях недопущения подобных действий в дальнейшем для чего обеспечить соблюдение требований положений п.35-41 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 №808, в части сроков и процедуры рассмотрения заявок потребителей на заключение договора теплоснабжения.

 

2. по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с наличием в действиях АО «Газпром газораспределение Иваново», выразившихся в ущемлении интересов ООО «Объединенная управляющая компания» и ООО «Кинешма-Жилищник» в результате навязывания условий и создания неравных условий взаимодействия  при повторном пуске газа путем уведомления об осуществлении повторного пуска газа в распределительные газопроводы и оборудование многоквартирных жилых домов, находящихся под управлением ООО «ОУК» и ООО «Кинешма-Жилищник», после ограничения поставки газа по инициативе газораспределительной организации в связи с необходимостью проведении работ по планово-предупредительному ремонту на ГРС Кинешма на возмездной основе, а также установление зависимости безвозмездного проведения таких работ от заключения с Обществом договоров на техническое обслуживание внутридомового оборудования, Ивановское УФАС России предупредило о необходимости принять меры, направленные на устранение причин и условий, способствовавших нарушению антимонопольного законодательства, для чего отозвать письмо АО «Газпром газораспределение Иваново» у ООО «ОУК» и ООО «Кинешма-Жилищник» и принять действия по недопущению направления требований о возмездном характере повторного пуска газа в распределительные газопроводы и оборудование многоквартирных жилых домов для случаев ограничения поставки газа по инициативе газораспределительной организации в связи с необходимостью проведении работ по планово-предупредительному ремонту газораспределительных сетей и оборудования, в том числе довести соответствующую информацию до сведения сотрудников, ответственных за проведение работ по повторному пуска газа.

Предупреждения в сфере недобросовестной конкуренции выдавались в связи выявлением признаков нарушения пункта 1 статьи 14.1 и статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ООО «ИНВОЛЬТА», выразившихся в размещении на сайте http://seo-fast.ru заданий по написанию негативных отзывов о мобильном приложении «Индийская нумерология lite», разработчиком которого является Мелихов А.В. ООО «ИНВОЛЬТА» предупреждено о необходимости прекращения указанных действий, для чего ООО «ИНВОЛЬТА» надлежало прекратить размещение на сайте http://seo-fast.ru заданий по написанию негативных отзывов о мобильном приложении «Индийская нумерология lite», разработчиком которого является Мелихов А.В. Предупреждение исполнено. Предупреждение обжаловано в Арбитражный суд Ивановской области, решением которого подтверждена правомерность выданного Предупреждения (дело №А17-1622/2021)

В связи с наличием в действиях МО ДОСААФ России Родниковского района Ивановской области признаков нарушения пункта 1 статьи 14.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в распространении 25.03.2021 дискредитирующей информации в отношении ООО «Светофор» в группе «Подслушано Родники 37» в социальной сети «ВКонтакте»,  Ивановским УФАС России выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий, для чего надлежало удалить размещенную информацию в группе «Подслушано Родники 37» в социальной сети «ВКонтакте», а также принять меры, направленные на недопустимость совершения указанных действий в дальнейшем. Предупреждение исполнено.

Предупреждения в целях пресечения признаков антиконкурентные действия органов государственной власти и местного самоуправления (статья 15) выдавались в отношении совершения следующих действий:

- Администрации городского округа Тейково Ивановской области в связи с наделением хозяйствующего субъекта МКП «Тейковское предприятие по благоустройству и развитию города» функциями и полномочиями органа местного самоуправления  сфере ритуальных услуг и благоустройства города. Предупреждение исполнено, функции органа власти исключены;

- Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области в связи с не проведением в установленные сроки и порядке конкурса по отбору УК для управления многоквартирным домами на территории Ивановского муниципального района. Предупреждение исполнено;

- Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области в связи с не проведением конкурса по отбору перевозчика по новому маршруту перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту №133А «ООТ Диановых, Иваново – аэропорт Южный, Ивановский район» на время перекрытия движения по улице Лежневская. Предупреждение исполнено, объявлен конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту ул. Диановых – аэропорт «Южный»;

- Администрации Южского муниципального района Ивановской области в связи с не проведением конкурентных процедур на право заключения концессионного соглашения для осуществления передачи муниципального имущества объектов теплоснабжения. Предупреждение в стадии исполнения;

- Верхне-Волжскому БВУ бассейнового водного управления в связи с непринятием мер по определению порядка, регламентирующего установление сроков договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 №230. Предупреждение исполнено;

- Комитету Ивановской области по лесному хозяйству в связи  с не урегулированием в Регламенте деятельности Комиссии по проведению открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в целях использования лесов для заготовки древесины (утв. Приказом Комитета от 05.08.2020 №60), порядка и сроков извещения заявителей о причинах отклонения поданных ими заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины  (в соответствии с пунктом 4.1 Регламента), что противоречит принципу информационной открытости при проведении открытых торгов и влияет на возможность обжалования принятого решения и участия в конкурсе на право заключения договора аренды лесного участкане извещением заявителей о причинах отклонения заявок на участие в конкурсе на право заключения договора аренды лесного участка. Предупреждение исполнено, установлено два рабочих дня с момента принятия такого решения для направления заявителю информации о причинах отказа в допуске к участию в конкурсе и размещение указанной информации на сайте Комитета в течение трех дней;

- Администрации г. Иванова в связи с отказом ООО «Терек» в выдаче разрешения на использование земель. Предупреждение в стадии исполнения.

 

3. Количество рассмотренных дел, по которым принято решение о признании нарушения по сферам деятельности приведено в таблице №3.

                                                                                                                 Таблица №3

Закон о защите конкуренции

2019 год

2020 год

2021 год

Монополистическая деятельность (статьи 10,11,11.1)

4

3

4

Недобросовестная конкуренция (статьи 14.1-14.8)

-

1

1

Антиконкурентные действия органов государственной власти и местного самоуправления (статьи 15,16,17.1, 18,19-21)

4

4

1

Антиконкурентные действия при проведении торгов (статья 17),

в том числе со стороны органов местного самоуправления

1

 

 

1

0

 

0

ИТОГО

9

8

6

Из указанной таблицы следует, что фактически осталось неизменным количество возбуждаемых дел по направлениям «монополистическая деятельность» и «недобросовестная конкуренция».

При этом отмечается снижение количества возбужденных дел в отношении органов власти и местного самоуправления, что отчасти обусловлено исполнением предупреждений Ивановского УФАС России. Также эффективным инструментом в снижении количества нарушений является антимонопольный комплаенс (организация внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства).

В соответствии с Указом Президента РФ №618 высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации надлежало до 1 марта 2019 года принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти.  В установленный указом Президента РФ №618 срок во всех исполнительных органах государственной власти Ивановской области разработана и утверждена система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Выявленное в 2021 году нарушение в действиях органов власти и местного самоуправления непосредственно касалось заключения антиконкурентного соглашения.

В частности, решением Комиссии по делу №037/01/16-469/2020 от 21.05.2021

Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области и ООО «М2М телематика Иваново», ООО «К-Интеграция», ООО «ИТ Платформа», ООО «Техномир Иваново», ООО «Техносфера», ООО «ТеплоЭнергоСтрой», ООО Частная Охранная Организация «Приоритет», ООО «Бюро Информационных Технологий «Сфера» признаны нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в достижении и реализации антиконкурентного соглашения между исполнительным органом государственной власти Ивановской области и хозяйствующими субъектами, которое привело к ограничению конкуренции на товарном рынке услуг по фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на территории Ивановской области в период с 30.08.2019 по 16.02.2020.

Комиссия установила нарушение на основании имеющихся в материалах дела документов и пришла к следующим выводам:

1. Департамент, приступив к реализации с 01.08.2019 полномочий, принял решение об искусственном разделении закупки и заключении краткосрочных государственных контрактов c восемью избранными исполнителями услуг на основании п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе. Игнорирование конкурентного способа определения поставщиков привело к ограничению доступа потенциальных исполнителей к оказанию услуг по фиксации нарушений ПДД для нужд Департамента.

В период с 30.08.2019 по 16.02.202020 Департаментом было заключено 45 государственных контрактов на общую сумму 10 313 137,82 рублей. В случае проведения Департаментом конкурентной процедуры сразу после получения полномочий, включения в документацию соответствующего требованиям действующего законодательства технического задания и определения поставщика по результатам торгов, экономия бюджетных средств за исследуемый период могла бы составить 4 373 815,42 рублей.

2. Департамент заключил антиконкурентное соглашение с 8 хозяйствующими субъектами, создал им преимущественные условия для оказания услуг по фиксации нарушений ПДД на территории Ивановской области в период с 30.08.2019 по 16.02.2020. При заключении каждого государственного контракта Департамент императивно определял для каждого исполнителя объем необходимых к выполнению услуг (количество камер, сроки оказания услуг), а также стоимость приборочаса.

3. Каждый из исполнителей услуг формировал свое поведение на основе достигнутых с Департаментом договоренностей, осуществлял свою деятельность вне конкурентного пространства, преследовал цель извлечения прибыли. Исполнители услуг использовали общую модель поведения, определенную в результате достигнутого соглашения. В результате допущенных Департаментом нарушений при приеме оказанных услуг, участники соглашения получили необоснованную прибыль за фактически не оказанные услуги на общую сумму 220 883,52 рубля.

4. Достигнутое ответчиками антиконкурентное соглашение привело к ограничению конкуренции на товарном рынке оказания услуг по фиксации нарушений ПДД на территории Ивановской области в период с 30.08.2019 по 16.02.2020.

Выявляемые нарушения в действиях хозяйствующих субъектов связаны:

- с технологически и экономически необоснованным прекращением хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, предоставления ресурса (электроснабжение, теплоснабжение).

Решением Комиссии по делу №037/01/10-654/2020 действия ОАО «Кинешемская городская электросеть», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем необоснованного уклонения ОАО «Кинешемская ГЭС» от восстановления электроснабжения на энергопринимающие устройства гаражей на ул. Набережная р. Казоха г. Кинешмы в январе 2020 года, что привело к ущемлению интересов Заявителей – владельцев гаражей на Набережной р. Казоха, признаны нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Этим же решением действия ООО «Ивановоэнергосбыт»,  выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем  не принятии действенных мер для возобновления энергоснабжения гаражей Заявителей после прекращения их электроснабжения в январе 2020 года и не обеспечении исполнения обязательств по поставке электроэнергии по договорам энергоснабжения с владельцами гаражей на Набережной р. Казоха, что привело к ущемлению интересов граждан-потребителей, признаны нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 В связи с возобновлением электроснабжения на момент принятия решения предписания не выдавались.

Из представленных материалов установлен факт отсутствия электроснабжения гаражей Заявителей с 28.01.2020 по 18.12.2020-18.01.2021. С момента обращений Заявителей (февраль 2020 года) к гарантирующему поставщику ООО «Ивановоэнергосбыт», а также обращений последнего в адрес сетевых организаций, включая ОАО «Кинешемская ГЭС», действий по возобновлению электроснабжения гаражей последними не произведено.

Установленные обстоятельства не позволяли Комиссии оценить действия ООО «Ивановоэнергосбыт» и ОАО «Кинешемская ГЭС» как сбалансированные, оправданные разумным вниманием к интересам Заявителей по договору энергоснабжения, стремлением исключить вероятные трудности и конфликты не урегулированности вопроса разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон

Решение обжаловано ОАО «Кинешемская ГЭС» (дело №А17-8166/2021) и ООО «Ивановоэнергосбыт» (дело №А17-7861/2021) в арбитражный суд Ивановской области. Решениями арбитражного суда Ивановской области рассматриваемое решение Ивановского УФАС России оставлено в силе.

20.07.2021 решением Комиссии по делу №037/01/10-175/2021 действия/бездействия ООО «Приволжская коммуна», занимающего доминирующее положение на товарном рынке услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения в географических границах системы теплоснабжения и горячего водоснабжения от котельной ООО «Приволжская коммуна»,  выразившиеся в злоупотреблении таким положением путем непринятия действенных мер для возобновления горячего водоснабжения в многоквартирный дом №1 по ул. Вилкова г. Наволоки после прекращения 01.06.2019 в связи с опломбированием и передачей тепловых сетей от ООО «Теплоцентраль-1»  собственнику, а также не обеспечении бесперебойного горячего водоснабжения и превышении предельных сроков отключения горячего водоснабжения, что привело к ущемлению интересов жителей дома №1 по ул. Вилкова г. Наволоки, признаны нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При присвоении ООО «Приволжская коммуна» статуса единой теплоснабжающей организации с установленного срока к деятельности по осуществлению горячего водоснабжения Общество не приступило. У населения услуга по горячему водоснабжению отсутствовала на протяжении более трех месяцев.

- несоблюдения механизма взаимодействия субъектов розничного рынка электрической энергии.

06.09.2021 решением Комиссии по делу №037/01/10-297/2021 действия ОАО «Кинешемская городская электросеть», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке «Деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии» путем ущемления интересов ООО «Ивановоэнергосбыт» в результате несоблюдения механизма взаимодействия субъектов розничного рынка электрической энергии в части соблюдения порядка и сроков предоставления сведений, регламентированных пунктом 190-192, 194 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ №442 от 04.05.2012, признаны нарушением ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Нарушении выразилось в неисполнении обязанности ОАО «Кинешемская ГЭС», как сетевой организации, по определению фактических потерь электрической энергии в своих объектах электросетевого хозяйства и направлению баланса в адрес гарантирующего поставщика.

Предписание не выдавалось в связи с устранение нарушения на момент принятия решения.

- установлении монопольно высокой цены на услугу по техническому обслуживанию газопроводов, сооружений на них, газового оборудования и оказания услуг аварийно-диспетчерской службы.

Решением Комиссии по делу №037/01/10-475/2020 (02-10/2020-003) действия АО «Газпром газораспределение Иваново», занимающего доминирующее положение на товарном рынке «Техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, внутриквартирного газового оборудования и оказание услуг аварийно-диспетчерской службы» на территории Ивановской области, признаны злоупотреблением доминирующим положением путем установления монопольно высокой цены на услугу по техническому обслуживанию газопроводов, сооружений на них, газового оборудования и оказания услуг аварийно-диспетчерской службы, что привело к ущемлению интересов Заявителей по делу и неопределенного круга лиц. Выдано Предписание.

Комиссия установила завышение стоимости оказанных работ в связи с включением периодичности обслуживания в большем размере, чем предусмотрено действующим законодательством, что фактически увеличило стоимость данной услуги по договорам; включением в стоимость оформления результатов обхода трудозатрат на составление рапорта, что являлось экономически необоснованным, поскольку возлагало на потребителя обязанность оплачивать стоимость работы, которая не оказывается (в связи с отсутствием оснований, для их оформления); в Смете за один и тот же вид работ (услуг) «техническое обслуживание ШГРП» отражено начисление платы, посредством дополнительной оплаты этапов обслуживания ШГРП, что ведет в целом к удорожанию для потребителей этой услуги.

Решение обжаловано в Арбитражный суд Ивановской области (дело №А17- А17-543/2020) и отменено в связи с недоказанностью доминирующего положения Общества на указанном выше товарном рынке.

В сфере контроля недобросовестной конкуренции 18.11.2021 Комиссией принято решение о признании нарушением пункта 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» действий ООО «Шуйское мыло», выразившиеся в незаконном использовании обозначения «Молодильное», сходного до степени смешения с товарным знаком «Молодильное» (свидетельство Федеральной службы интеллектуальной собственности №699430), принадлежащим ООО «Шуйская мыловарня».

ООО «Шуйское мыло» выдано предписание об изъятие мыла с использованием слова «Молодильное» из товарного (гражданского) оборота, в том числе, изъятие мыла у хозяйствующих субъектов, которым оно было поставлено ранее, в том числе указанных в решении. Предписание исполнено.

4. Количество рассмотренных жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (статья 18.1) приведено в  таблице №4.

                                                                                                                 Таблица №4

Закон о защите конкуренции

2019 год

2020 год

2021 год

Жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (статья 18.1), из них:

 

- признаны обоснованными

15

15

 

 

22

 

 

4

5

           4

- признаны необоснованными

 

7

7

16

- отозвано заявителями

2

3

2

Из указанной таблицы следует, что количество рассмотренных жалоб по ст. 18.1 Закона о защите конкуренции возросло, при этом количество выявляемых нарушений осталось на прежнем уровне, в тоже время отмечается рост жалоб признаваемых антимонопольным органом необоснованными.

 

5. Количество выданных предписаний по сферам деятельности приведено в  таблице №5.

Таблица №5

Федеральный закон№135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»

2019 год

2020 год

2021 год

Монополистическая деятельность (статьи 10,11,11.1)

2

0

1

Недобросовестная конкуренция (статьи 14.1-14.8)

0

3

1

Антиконкурентные действия органов государственной власти и местного самоуправления (статьи 15,16,17.1, 18,19-21)

1

0

0

Антиконкурентные действия при проведении торгов (статья 17)

1

0

0

Жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства

(статья 18.1)

3

4

4

ИТОГО поступивших обращений

7

7

6

Из указанной таблицы следует, что снизилось количество предписаний, выдаваемых в рамках рассмотренных дел по недобросовестной конкуренции. Количество выданных предписаний в рамках рассмотрения дел по ст. 18.1 Закона о защите конкуренции осталось неизменным. В 2021 году исполнено 3 предписания, выданных по ст. 14.6 Закона о защите конкуренции в предыдущем периоде, а также 3 предписания, выданных в отчетном периоде по ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Одно предписание, выданное по с. 10 Закона о защите конкуренции отменено по решению арбитражного суда Ивановской области, 2 предписания находятся в стадии исполнения.

6. Количество рассмотренных дел по нарушению Кодекса РФ об административных правонарушениях приведено в  таблице №6.

Таблица №6

Статья Кодекса РФ об административных правонарушениях

2020

2021

Кол-во дел

 

Сумма штрафа (тыс. руб.)

Количество дел

Сумма штрафа

наложенного

взысканного

наложенного

Взысканного (c учетом штрафов, вынесенных в предыдущий период, и оплаченных в отчетный период)

ст. 9.15

0

0

0

2

40

40

 ст. 9.21

4

170

170

20

820

720

Ст. 14.31

7

2341,2

1026

3

90

1455

Ст. 14.9

3

45

30

1

15

15

Ст. 14.32

7

386,6

105

14

575

190

Ст. 14.33

0

0

0

4

324

24

Ст. 7.32.4

2

33

33

27

105

105

Итого

 

2975,8

1364

 

1969

2549

В 2021 году выявлены нарушения Стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии, ответственность за которые предусмотрена ст. 9.15 КоАП РФ.

Мониторинг сайтов субъектов розничного рынка электрической энергии (сетевых организаций, гарантирующих поставщиков и сбытовых организаций) является еще одним из направлений деятельности Ивановского УФАС России. Если в 2020 году проводимый мониторинг не выявил нарушений в указанной сфере (информация на сайтах указанных субъектов присутствовала в полном объеме), то в 2021 году на сайтах двух территориальный сетевых организаций информация, предусмотренная п. 19 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 №24, размещена не в полном объеме.

Из указанной выше таблицы следует, что увеличилось в пять раз количество возбуждаемых административных дел по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ (нарушение правил подключения к инженерным сетям и инфраструктуре). Основные нарушения выявленные Ивановским УФАС России в данном направлении связаны:

- с несоблюдением субъектами естественных монополий сроков осуществления мероприятий технологического присоединения по договору технологического присоединения (подключения). Больший процент нарушений выявлен в сфере электроэнергетики, следующим по показателям являлась сфера газоснабжения.

- с необеспечением недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (препятствование перетоку электрической энергии, не осуществление передачи электрической энергии).

Наблюдается рост количества дел по ст. 7.32.4 КоАП РФ (Нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов и продажи или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися).  Выявленное нарушения, касались нарушения установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ).

Рост отмечен и по ст. 14.32, 14.33 КоАП РФ, который обусловлен принятием Комиссией Ивановского УФАС России в отчетном и предыдущих периодах решений о признании нарушений в сфере заключения антиконкурентных соглашений и недобросовестной конкуренции.

По общим показателям наложенных штрафов в 2021 году и оплаченных штрафов (с учетом штрафов, наложенных в 2020 году срок оплаты которых наступил в 2021 году либо по которым было вынесено окончательное судебное решение в 2021 году) можно отметить, что процент собираемости оплаченных штрафов составил 130%. При соотношении наложенных штрафов в 2021 году и оплаченных процент собираемости составил 61. Процент неоплаченных штрафов 39 – это штрафы, срок оплаты по которым наступает в 2022 году. По двум постановлениям по ст. 14.33 КоАП РФ материалы направлены в службу судебных приставов для принудительного взыскания.

 

7. Анализ проведенной судебной работы в сфере антимонопольного законодательства позволил установить следующее.

 

В 2021 году доля обжалуемых решений Ивановского УФАС России по признакам нарушения антимонопольного законодательства по сравнению с 2020 годом увеличилась: 2020 год - 1 решение; 2021 год - 10 решений, включая решения об отказе в возбуждении дел, 8 постановлений о привлечении к административной ответственности, 1 предупреждение, принятые в прошлом и отчетном периоде.

За 2020 год судами не отменено ни одного решения Ивановского УФАС России. В 2021 году судами (первой, апелляционной и кассационной инстанций) оставлено в силе 12 актов антимонопольного органа, отменено 2 решения и 4 постановления. По одному акту антимонопольного органа решение судом не принято.

Судом отменены: 1 решение, вынесенное Ивановским УФАС России по ст. 11 Закона о защите конкуренции (заключение антиконкурентного соглашения на торгах), и 1 решение – по ст.10 Закона о защите конкуренции (злоупотребление доминирующим положением путем установления монопольно высокой цены услуги).

Основными причинами отмены решений и предписаний по антимонопольным делам явилось:

1. изменение судебной практики после принятия решения антимонопольным органом. Во многом решающим стало принятие ВС РФ Постановления Пленума Верховного суда РФ от 04.03.2021 №2 «О разъяснении антимонопольного законодательства…», в частности закреплении правовых позиций по доказыванию нарушения ст. 11 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

Если по первой инстанции, прошедшей до принятия указанного Постановления Пленума ВС РФ Арбитражный суд Ивановской области, основываясь на имевшейся судебной практике, признал законным вынесенное решение Ивановским УФАС России, то апелляционная и кассационная инстанция при рассмотрении данного дела полностью основывалось на подходах, определенных Верховным судом, признавая решение не законным.

2. недоказанность наличия факта нарушения антимонопольного законодательства (недостаточная проработка проводимого анализа товарного рынка, изучения конкурентной среды).

 

8. Следующим направлением деятельности  Ивановского УФАС России  является реализация Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 17.04.2019 №768-р.

Ивановским УФАС России оказывается методическая помощь органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за внедрение Стандарта развития конкуренции на территории субъекта РФ в соответствии с Распоряжением Правительства РФ №768-р от 17.04.2018 (далее – Стандарт).

Дополнительно проанализирован доклад о состоянии развития конкуренции на товарных рынках Департамента экономического развития и торговли Ивановской области за 2020 год, в том числе в части достижения плановых значений показателей развития конкуренции.

По результатам анализа установлено достижение:

- минимальных ключевых показателей по приоритетным рынкам, указанным в Приложении к Стандарту.

- плановых ключевых показателей по товарным рынкам, утвержденным Распоряжением Губернатора Ивановской области от 19.07.2017 №94-р.  

В связи с принятием в 2021 году  новой редакции Национального плана («дорожной карты») развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации №2424-р от 02.09.2021 (далее – Национальный план развития конкуренции), Ивановским УФАС России принято участие по разработке Департаментом экономического развития и торговли  Ивановской области Плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развития конкуренции в Ивановской области» на период 2022-2025 годы (далее – План мероприятий).

В результате взаимодействия Ивановским УФАС России высказывались замечания к содержанию Плана мероприятий. В целях устранения выявленных замечаний в рабочем порядке проводились совещания по их устранению.

Доработанный План мероприятий («дорожная карта») направлен в ФАС России.

Письмом от 25.11.2021 №СП/100239/21 ФАС России согласовало доработанный План мероприятий, указав на соответствие Доработанной редакции  «Дорожной карты» положениям распоряжения Правительства Российской Федерации №2424-р от 02.09.2021 и утвержденного им Национального плана («дорожной карты») развития конкуренции в РФ на 2021-2025 гг.

Результатом проведенной работы в данном направлении явилось принятие Распоряжения Губернатором Ивановской области от 14.12.2021 №145-р "О внесении изменений в распоряжения Губернатора Ивановской области от 19.07.2017 №94-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в Ивановской области" и от 27.11.2018 №115-р "Об утверждении перечня ключевых показателей развития конкуренции в Ивановской области" (вместе с "Планом мероприятий ("дорожная карта") по содействию развитию конкуренции в Ивановской области на период 2022 - 2025 гг.").

 

9. Продолжена работа Ивановского УФАС России по контролю исполнения требований Федерального закона №485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в части контроля создания и деятельности ГУПов и МУПов.

Реформа государственных и муниципальных предприятий вступила в силу с 01.01.2020.

Федеральным законом от 27.12.2019 №485-ФЗ Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» дополнен главой 7.1 «Антимонопольные требования к созданию унитарных предприятий и осуществлению их деятельности».

В соответствии с частью 1 ст. 35.1 Закона о защите конкуренции предусмотрен общий запрет на создание (в том числе путем реорганизации) унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением случаев, установленных этой же статьей.

В соответствии с частью 2 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции не допускается деятельность унитарных предприятий на товарных рынках Российской Федерации, находящихся в состоянии конкуренции, в случаях, не предусмотренных частью 1 указанной статьи, если выручка унитарного предприятия от такой деятельности превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год. Ограничения, предусмотренные настоящей частью, не применяются к унитарным предприятиям в случаях, указанных в пунктах 1, 2 и 7 части 1 указанной статьи.

Таким образом, правило «десяти процентов» не распространяется на предприятия, созданные:

- в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

- для обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти для нужд обороны и безопасности;

- в области обращения с радиоактивными отходами.

Как установлено частью 1 статьи 35.3 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает заключение о соответствии или о несоответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству, если создание унитарного предприятия либо изменение видов его деятельности осуществляется в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции.

Соответствующее заключение выдается в отношении унитарного предприятия, которое планируется создать, либо в отношении унитарного предприятия, у которого планируется изменение видов деятельности после 08.01.2020.

Заключение о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству действует в течение одного года со дня выдачи его антимонопольным органом.

Нарушение установленного запрета влечет за собой нарушение статьи 15 Закона о защите конкуренции и как следствие принятие следующих мер реагирования:

1) предупреждение о принятии мер по реорганизации или ликвидации предприятия

2) возбуждение дела, выдача предписания:

а) предписания органам власти (учредителям)

- о ликвидации унитарного предприятия – если НЕ осуществляет разрешенные для создания виды деятельности;

- о принятии мер по прекращению предприятием деятельности – если осуществляет разрешенные для создания виды деятельности;

б) предписания унитарным предприятиям:

- о прекращении унитарным предприятием деятельности, которая осуществляется с нарушением Закона о защите конкуренции;

3) обращение антимонопольного органа в суд о ликвидации предприятия в случае неисполнения предписания. Последствия нарушения запрета на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках определены статьей 35.4 Закона №135-ФЗ.

Указанная работа активно ведется Ивановским УФАС России во взаимодействии с Департаментом управления имуществом Ивановской области.

В 2021 году совместно проведена актуализация «Сводного плана мероприятий по реформированию унитарных предприятий, расположенных на территории Ивановской области, на период до 01.01.2025» (приложения №1 и 2 к распоряжению Департамента управления имуществом Ивановской области от 31.08.2020 №259).

В Сводный план включены сведения о 106 унитарных предприятиях региона.

По результатам проводимого ежеквартального мониторинга установлено, что в 2021 году:

  1. Предприятий с организационно-правовой формой унитарные предприятия (далее – УП) не создавалось;
  2. Прекращена деятельность 5 УП, в том числе 3 УП в связи с ликвидацией в порядке банкротства; 2 УП в связи с исключением из ЕГРЮЛ по решению регулирующего органа как недействующее юридическое лицо.
  3. Изменен ОКВЭД одним МУПом. Внесен дополнительный вид деятельности в сфере деятельности субъекта естественной монополии (сбор и обработка сточных вод), что не нарушает запрета, установленного ч. 1 ст. 35.1 Закона о защите конкуренции.

10. Следующим направлением деятельности Ивановского УФАС России является мониторинг цен на социально значимые продукты питания.

С 22 марта 2020 года по поручению Правительства РФ, а также по поручению Федеральной антимонопольной службы, все территориальные органы ФАС России усилили работу по мониторингу цен на социально значимые продукты и товары.

Ивановское УФАС России осуществляет еженедельный мониторинг цен на продукты питания. Мониторинг цен осуществляется на следующие социально значимые продукты питания: говядина (кроме бескостного мяса), свинина (кроме бескостного мяса), баранина (кроме бескостного мяса), куры, рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, масло подсолнечное рафинированное, молоко питьевое, яйца куриные, сахар-песок, соль поваренная пищевая, чай черный байховый, мука пшеничная, хлеб ржаной, ржанопшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки, рис шлифованный, пшено, крупа
гречневая-ядрица, макаронные изделия из пшеничной муки высшего сорта, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, яблоки. Вопрос о правомерности повышения цен на ту или иную
продукцию задается достаточно часто. Необходимо уточнить ту грань, когда повышение цен становится антимонопольным нарушением.

Согласно Федеральному закону от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», розничные товарные рынки являются конкурентными, цены на них не подлежат государственному регулированию, а участники рынков вправе самостоятельно устанавливать цены на реализуемую ими продукцию в зависимости от спроса и предложения.

Проще говоря, каждый предприниматель вправе назначать ту цену на реализуемую продукцию или услугу, которую он сам считает справедливой. Однако тут есть некоторые исключения – сферы, которые, тем не менее, подлежат обязательному государственному регулированию ценообразования. Осуществляется это с помощью различных законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий для стабилизации и развития экономики. Так исключается монополизм производителей, поддерживается прожиточный минимум, обеспечивается возможность приобретения товаров первой необходимости и снижается шанс возникновения инфляционного роста цен в случае дефицита.

К регулируемым сферам относятся рынки естественных монополий и ряд социально-значимых товаров. В число последних входят лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, утвержден постановлением РФ от 15 июля 2010 г. №530.

При этом Федеральный закон от 28.12.2009 №381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусматривает возможность государственного регулирования цен на социально значимые продовольственные товары.

В законодательстве Российской Федерации предусмотрен механизм "замораживания" цен при определенных условиях и на определенный срок. Данное право предоставлено Правительству Российской Федерации.

Указанное наблюдалось на примере сахарного песка и масла растительного.

16.12.2020 подписано соглашение между Минпромторгом РФ, Минсельхозом РФ, крупными федеральными торговыми сетями, поставщиками и отраслевыми ассоциациями производителей о снижении и поддержании отпускных и розничных цен на российский сахар-песок и подсолнечное масло. Для потребителя цены на указанные продукты питания до 1 апреля 2021 года не должны превышать: 46 рублей с НДС за килограмм сахара и 110 рублей с НДС за литр масла.

В последующем в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 марта 2021 г. №455, сроки продлены на сахар-песок до 1 июня 2021 г., в части масла подсолнечного до 1 октября 2021 г.

По всем поступающим в адрес Ивановского УФАС России обращениям по вопросу высокой стоимости сахарного песка и масла растительного, проводились проверки в рамках полномочий службы в отношении конкретных субъектов, реализующих масло растительное и сахар по завышенной цене.

Согласно положениям антимонопольного законодательства ФАС России территориальные органы ФАС России осуществляют контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующими субъектами цен на товары (услуги), в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение (ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»), а также в части обоснованности ценообразования на товары, в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений (ст. 11 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»).

Если в результате проверок подтвердятся факты ценового сговора или создания дефицита на рынке виновные компании ждут наказания в виде «оборотных» штрафов.

ФАС России рекомендует магазинам использовать в закупочной цепочке как можно меньше субъектов, поскольку цена продукта растет на каждом этапе закупки, что, в конечном счете, серьезно влияет на итоговую стоимость.

Увеличение доли прямых закупок товара у импортеров,
производителей и сокращение закупок у посредников позволит торговым сетям снизить текущие цены в рознице.

Вмешательство Ивановского УФАС России в ценообразование на не социально значимые продовольственные товары возможно в случае, если повышение цены является следствием злоупотреблений.

Информация об обнаруженных нарушениях, не связанных с антимонопольным законодательством, передается в правоохранительные органы.

11. В 2021 году Ивановское УФАС России во исполнение поручения ФАС России проводилась работа по контролю цен на основные строительные материалы (пиломатериалы, кирпич, бетон), реализуемые на территории Ивановской области.

Мониторинги цен на строительные материалы проводятся дважды в месяц, результаты которых представляются в ФАС России.

12. Контрольные мероприятия Ивановским УФАС России осуществляются и в сфере розничных цен на нефтепродукты.

В оперативном режиме осуществляется как ежедневный мониторинг розничных цен на нефтепродукты, реализуемые на АЗС Ивановской области, так и еженедельный сбор информации об оптовых и розничных ценах. Кроме того, на еженедельной основе осуществляется мониторинг движения и остатков нефтепродуктов на Ивановской нефтебазе.

 

 

Приложенные файлы
Доклад_Чугуновой_Е.Е.-1645698591.docx (63,1 КБ)
Наверх