Итоги деятельности Ивановского УФАС России по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства за 2022 год (докладчик – Чугунова Е.Е.).
14 февраля 2023, 16:00
Тип документа:
Доклады

Доклад Чугуновой Е.Е., заместителя руководителя управления – начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти Ивановского УФАС России

«Итоги деятельности Ивановского УФАС России по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства в 2022 году»

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (далее - Ивановское УФАС России) осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

Одним из важнейших направлений деятельности Ивановского УФАС России является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

1. Количество поступивших заявлений со стороны хозяйствующих субъектов (в том числе предпринимателей, потребителей) в 2022 году составило 553, разбивка поступивших заявлений по контролируемым сферам приведена в таблице №1.

Таблица 1

Нарушения Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»

2020 год

2021 год

2022 год

Монополистическая деятельность (статьи 10,11,11.1)

350

353

431

Недобросовестная конкуренция (статьи 14.1-14.8)

25

28

25

Антиконкурентные действия органов государственной власти и местного самоуправления (статьи 15,16,17.1, 18,19-21)

59

55

56

Антиконкурентные действия при проведении торгов (статья 17)

19

13

13

Жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства

(статья 18.1)

15

29

28

ИТОГО поступивших обращений

468

478

553

Как видно из таблицы, большая часть поступивших заявлений (431), по-прежнему, касается признаков нарушения монополистической деятельности (основная масса поступивших заявлений по статье 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) – запрет на злоупотребление доминирующим положением - 420; 11 заявлений по ст. 11, 11.1 Закона о защите конкуренции - запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия).

По отношению к 2021 году отмечено сокращение количества поступивших заявлений по направлению «Недобросовестная конкуренция».

Количество заявлений по признакам антиконкурентных актов, действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Ивановской области практически осталось на прежнем уровне.

Вместе с тем, отмечается снижение количества обращений, поступающих в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции «Жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства» на 3,5%.

2. В 2022 году количество выданных в порядке ст. 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждений о прекращении действия (бездействия), содержащего признаки нарушения антимонопольного законодательства, в целях пресечения таких действий, осталось практически на прежнем уровне, что отражено в таблице №2.

                                                                                                                 Таблица №2

 

Нарушения Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»

2020 год

2021 год

2022 год

Монополистическая деятельность (пункты 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10)

4

11

11

Недобросовестная конкуренция (статьи  14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8)

5

2

2

Антиконкурентные действия органов государственной власти и местного самоуправления (статья 15)

4

8

6

ИТОГО

13

21

19

Из указанной таблицы отмечается, что количество выданных предупреждений хозяйствующим субъектам в целях пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции осталось на прежнем уровне.

Уменьшилось количество выданных предупреждений по направлению антиконкурентные действия органов государственной власти и местного самоуправления на 25% по отношению к 2021 году.

Значительное количество допущенных нарушений устраняется во исполнение предупреждений Ивановского УФАС России до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В случае невыполнения предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, Ивановское УФАС России возбуждает дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В 2022 году возбуждено 1 дело о нарушении антимонопольного законодательства в связи с неисполнением предупреждения по ст. 14.3 Закона о защите конкуренции.

Предостережений в 2022 году в соответствии с требованиями ст. 25.7 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» должностным лицам хозяйствующего субъекта, федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственного внебюджетного фонда, не выдавалось.

Предупреждения в сфере монополистической деятельности выдавались хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на товарных рынках, в связи с выявлением следующих нарушений:

 

1. по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Так, на основании обращений управляющих организаций г. Иваново в действиях АО «Ивгортеплоэнерго», выразившихся в уклонении от заключения договора на установку общедомового прибора учета тепловой энергии, теплоносителя (далее – ОДПУ) в многоквартирных домах, находящихся в управлении Заявителей, установлены признаки нарушения, указанного выше. Ивановское УФАС России на основании статьи  391 Закона о защите конкуренции предупредило о необходимости прекращения указанных действий путем принятия мер к заключению договора на установку общедомового прибора учета тепловой энергии, теплоносителя в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и положениями, установленными Приказом Минэнерго РФ №149 от 07.04.2010 «Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов». Предупреждения исполнены теплоснабжающей организацией в установленный срок.

 

2. по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с наличием в действиях ООО «Промэнергосеть-Лежнево»,  выразившихся в ущемлении интересов МУПП «Кохмабытсервис» и ООО «Ивановоэнергосбыт» путем необеспечения передачи электрической энергии МУПП «Кохмабытсервис» в пределах максимальной мощности, возложения на потребителя бремя несения дополнительных финансовых расходов по приобретению устройств компенсации реактивной энергии и их установки для обеспечения устранения внерегламентных отключений на социально-значимом объекте потребителя, Ивановское УФАС России предупредило о необходимости прекращения указанных действий, для чего необходимо принять меры к урегулированию вопроса потребления электрической энергии МУПП «Кохмабытсервис» в пределах максимальной присоединенной мощности и исключению периодических отключений электроснабжения на социально-значимом объекте – КНС. Предупреждение исполнено к установленному к сроку.

В связи с наличием в действиях (бездействии) ПАО «Россети Центр и Приволжье» признаков нарушения, выразившегося во включении в Технические условия пункта о нахождении точки присоединения энергопринимающего устройства в ином месте, не соответствующем параметрам технологического и фактического присоединения, отражённым в Акте проверки состояния схемы измерения электрической энергии и работы/замены/допуска в эксплуатацию учёта», составленного по заявлению ООО «Кохомское» о восстановлении ранее выданных документов о технологическом присоединении, и принимая во внимание наличие воздушного ввода в нежилое здание, а также учитывая, что электроснабжение нежилого здания с периода владения ООО «Кохомское» не изменилось: электроустановки не подвергались реконструкции и/или каким-либо изменениям, находятся в надлежащем состоянии, параметры технологического и фактического присоединения остались прежними, Ивановское УФАС России предупредило о необходимости прекращения указанных действий путём: приведения в соответствие с пунктом 73 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, документов, восстановленных по заявлению ООО «Кохомское» о восстановлении ранее выданных документов о технологическом присоединении энергопринимающего устройства - нежилое здание с деревообрабатывающим оборудованием (станками), на основании фактической схемы электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя, отражённой в Акте «проверки состояния схемы измерения электрической энергии и работы/замены/допуска в эксплуатацию учёта». Предупреждение исполнено к установленному сроку.

 

3. АО «ЭнергосбыТ Плюс» Ивановский филиал  выдано предупреждение по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в уклонении от заключения договора энергоснабжения, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги «энергоснабжение», с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: город Иваново, улица Велижская, дом 12Б, что привело к незаконному ограничению неопределённого круга лиц в праве получения коммунальной услуги «электроснабжение», в соответствии с частью 4 статьи 3 ЖК РФ, пунктом 25, пунктом 28, пунктом 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых у Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354), Ивановское УФАС России предупредило о необходимости прекращения указанных действий  путём принятия мер по заключению с собственниками жилых помещений многоквартирного дома по адресу: город Иваново, улица Велижская, дом 12Б договоров энергоснабжения, содержащих положения о предоставлении коммунальной услуги, в письменной форме в соответствии с пунктом 25 Правил №354. Предупреждение исполнено.

Предупреждения в сфере недобросовестной конкуренции выдавались в связи с выявлением признаков нарушения статьи 14.3 и статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Так, в действиях ООО «Шуйское мыло», выразившихся в:

- воспрепятствовании осуществлению ООО «Шуйская мыловарня» предпринимательской деятельности по продаже мыла, а именно в предъявлении к последнему требований о пресечении использования спорного обозначения и выплате компенсации, в том числе осуществление действий, способствующих отказу со стороны поставщиков сотрудничать с ООО «Шуйская мыловарня»,

- в воспрепятствовании осуществления ООО «Шуйская мыловарня» предпринимательской деятельности по продаже мыла, а именно осуществление действий, способствующих отказу со стороны поставщиков сотрудничать с ООО «Шуйская мыловарня»,

 выдано 2 предупреждения по признакам нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с указанными предупреждениями ООО «Шуйское мыло» надлежало прекратить указанные действия путем:

- отзыва всех направленных в адрес ООО «Шуйская мыловарня» писем с требованием о прекращении использования товарного знака «ШУЙСК» и выплаты компенсации,

- отзыва всех направленных в адрес контрагентов ООО «Шуйская мыловарня» писем с предъявленными в них требованиями, относительно спора о прекращении использование товарного знака «ШУЙСК», в том числе отзыва всех направленных в социальные сети Facebook и Instagram писем о нарушении интеллектуальных прав ООО «Шуйское мыло».

Предупреждения исполнены в установленный срок.

В связи с наличием в действиях ООО «Стандартпласт» признаков нарушения пункта 2 статьи 14.3 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в распространении видеоролика: «КМП. НЕ БУДЕМ МЕРИТЬСЯ ПИКАМИ Stp против Standart», в котором содержится некорректное сравнение товаров ООО «Плеяда» бренда «Шумoff» с товарами ООО «Стандартпласт», размещенного в сети Интернет на официальном канале «You Tube, а также на официальных площадках ООО «Стандартпласт» в социальных сетях: «ВКонтакте», «Instagram», «Facebook», «Zen.yandeх», Ивановское УФАС России предупредило о необходимости прекратить указанные действия путем принятия мер, направленных на прекращение распространения или видоизменение содержания видеоролика: «КМП. НЕ БУДЕМ МЕРИТЬСЯ ПИКАМИ Stp против Standart» в сети Интернет, в котором содержится некорректное сравнение товаров ООО «Плеяда» бренда «Шумoff» с товарами ООО «Стандартпласт.

Предупреждение обжаловано в Арбитражный суд Ивановской области, в ходе заседания Арбитражного суда Ивановской области ООО «Стандартпласт» отказалось от заявленных требований. Вместе с тем, факт неисполнения предупреждения привел к возбуждению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Стандартпласт».

Предупреждения в целях пресечения признаков антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления (статья 15) выдавались в отношении совершения следующих действий:

- Администрации городского округа Тейково Ивановской области в связи с предоставлением МКП «Тейковское предприятие по благоустройству и развитию города» возможности выполнения работ и услуг, являющихся муниципальной нуждой (в том числе, благоустройство и озеленение территории, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения), без проведения закупок в порядке, установленном  Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Администрации указано на необходимость принять меры, направленные на недопущение выполнения МКП «Тейковское предприятие по благоустройству и развитию города» работ и услуг, являющихся муниципальной нуждой, без проведения закупок в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Предупреждение исполнено.

- Администрации городского округа Кинешма в связи с незаконным отказом индивидуальному предпринимателю в продлении срока действия свидетельств и карт маршрута в соответствии со статьями 19, 39 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Администрация городского округа Кинешма предупреждена о необходимости вернуться к рассмотрению заявления индивидуального предпринимателя о продлении срока действия свидетельств об осуществлении регулярных перевозок и карт муниципальных маршрутов на территории городского округа Кинешма на следующий срок с учетом требований частей 7,8 статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом …». Предупреждение исполнено, индивидуальному предпринимателю выданы свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

- Администрации Южского муниципального района Ивановской области в связи с непроведением конкурентных процедур на право заключения концессионного соглашения для осуществления передачи муниципального имущества объектов теплоснабжения. Предупреждение в стадии исполнения;

- Администрации городского округа Шуя по признакам нарушения частей 1,3 статьи 15 Закон о защите конкуренции, выразившихся в наделении положениями пунктов 1.5.1 и 2.2 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Об установлении порядка и стандарта предоставления муниципальной услуги по вопросам организации похоронного дела и оказания ритуальных услуг», утвержденного Постановлением администрации городского округа Шуя Ивановской области №124 от 11.02.2020, Муниципального бюджетного учреждения «Управление благоустройства городского округа Шуя» властно-распорядительными функциями органа местного самоуправления на территории городского округа Шуя Ивановской области и полномочиями по оказанию ритуальных услуг в качестве хозяйствующего субъекта на указанной территории, что может привести к созданию МБУ «Управление благоустройства городского округа Шуя» необоснованных преимуществ осуществления предпринимательской деятельности на рынке ритуальных и связанных с ними услуг. Администрация городского округа Шуя Ивановской области предупреждена о необходимости прекращения указанных действий, для чего необходимо внести изменения в положения пунктов 1.5.1 и 2.2 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Об установлении порядка и стандарта предоставления муниципальной услуги по вопросам организации похоронного дела и оказания ритуальных услуг», утвержденного Постановлением администрации городского округа Шуя Ивановской области №124 от 11.02.2020, исключив МБУ «Управление благоустройства городского округа Шуя», учитывая, что последнее осуществляет деятельность на рынке ритуальных услуг в качестве специализированной организации по вопросам похоронного дела. Предупреждение в стадии исполнения.

 

3. Количество рассмотренных дел, по которым принято решение о признании нарушения по сферам деятельности, приведено в таблице №3.

                                                                                                                 Таблица №3

Закон о защите конкуренции

2020 год

2021 год

2022 год

Монополистическая деятельность (статьи 10, 11, 11.1)

3

4

1

Недобросовестная конкуренция (статьи 14.1-14.8)

1

1

5

Антиконкурентные действия органов государственной власти и местного самоуправления (статьи 15, 16, 17.1, 18,19-21)

4

1

1

Антиконкурентные действия при проведении торгов (статья 17), в том числе со стороны органов местного самоуправления

0

 

0

0

ИТОГО

8

6

7

Из указанной таблицы следует, что сократилось количество возбуждаемых дел по направлению «монополистическая деятельность», что обусловлено, по мнению Ивановского УФАС России, институтом выдачи предупреждений и их добровольным исполнением со стороны хозяйствующих субъектов, а также внесенными изменениями Федеральным законом от 16.02.2022 №11-ФЗ в Закон о защите конкуренции, предусматривающими, что не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает восьмисот миллионов рублей.

Отмечается рост дел, связанных с выявлением нарушений по направлению  «недобросовестная конкуренция» на 80% по отношению к 2021 году.

При этом, количество возбужденных дел в отношении органов власти и местного самоуправления осталось на прежнем уровне, что отчасти обусловлено исполнением предупреждений Ивановского УФАС России. Также эффективным инструментом в снижении количества нарушений является антимонопольный комплаенс (организация внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства).

В соответствии с указом Президента РФ №618 высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации надлежало до 1 марта 2019 года принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти.  В установленный указом Президента РФ №618 срок во всех исполнительных органах государственной власти Ивановской области разработана и утверждена система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Выявленное в 2022 году нарушение в действиях органов власти непосредственно касалось заключения антиконкурентного соглашения.

В частности, решением Комиссии по делу №037/01/11-667/2021 действия Департамента здравоохранения Ивановской области и ООО «Медитех», ОБУЗ «Городская клиническая больница №7», ОБУЗ «Шуйская центральная районная больница», ОБУЗ «Кинешемская центральная районная больница», ОБУЗ «Городская клиническая больница №8» г. Иваново признаны нарушением статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение антимонопольного законодательства выразилось в достижении и реализации между Департаментом и хозяйствующими субъектами (ООО «Медитех» и указанными бюджетными учреждениями здравоохранения) антиконкурентного соглашения, которое привело к ограничению конкуренции на товарном рынке поставки цифровых палатных передвижных рентгеновских аппаратов на территории Ивановской области в 2020 году.

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дела №037/01/11-667/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, оценив имеющиеся доказательства в совокупности и взаимосвязи, пришла к следующим выводам:

  1. С целью оснащения медицинских учреждений необходимым оборудованием Департамент в конце ноября 2020 года в инициативном порядке получил из средств резервного фонда Правительства Ивановской области финансовые средства в размере 107 850 000 рублей для дальнейшего их распределения медицинским учреждениям.
  2. Между Департаментом и ООО «Медитех», больницами было заключено устное антиконкурентное соглашение, в результате которого больницы приобрели рентгеновские аппараты «ПАРУС» по цене 5 387 500 рублей у ООО «Медитех» (общая стоимость четырех аппаратов –21 550 000 рублей).
  3. В результате соглашения был определен вид и модель требуемого к закупке оборудования, установлена стоимость оборудования, определен конкретный поставщик ООО «Медитех». Потребность в аппаратах была сформирована ни больницами, а Департаментом, учитывая возможность приобретения высокомаржинального оборудования, используя внеконкурентные процедуры.
  4. Цель антиконкурентного соглашения – ограничение числа участников закупки и, как следствие, заключение государственных контрактов с заранее определенным хозяйствующим субъектом – ООО «Медитех». ООО «Медитех» принимал участие в соглашении с целью получения сверхприбыли от заключения государственных контрактов с заказчиками.

Выявленное нарушение в действии хозяйствующего субъекта связано с установлением злоупотребления доминирующим положением субъектом естественной монополии.

Так, решением по делу №037/01/10-343/2022  действия/бездействие открытого акционерного общества «Юрьевецкие электрические сети» (ИНН 3720003844, ОГРН:1083720000165, юридический адрес: 153013, Ивановская область, г. Иваново, ул. Кавалерийская, д.3, офис 6) признаны злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке «Деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии» в географических границах объектов электросетевого хозяйства ОАО «Юрьевецкие электрические сети» на территории Ивановской области, выразившимся в ущемлении интересов Андреева А.Э. в сфере предпринимательской деятельности, путём нарушения порядка выявления и фиксации бездоговорного потребления электроэнергии на объектах: Баня №1, котельная, и Баня №2, процедуры установки прибора учёта электроэнергии в случаях, не связанных с технологическим присоединением, нарушения установленной схемы энергоснабжения объекта, расположенного по адресу: Ивановская область, город Юрьевец, улица Осипенко, дом 23 (Баня №2), что явилось нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.206 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Выдано предписание, предписание в стадии исполнения.

 

В сфере контроля недобросовестной конкуренции по результатам рассмотрения дел выявлены следующие нарушения:

  1. В рамках дела №037/01/14.6-19/2022 установлено нарушение пунктов 1 и 2 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях индивидуального предпринимателя, выразившееся в незаконном использовании товарных знаков и знаков обслуживания, результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих ООО «Кофе Лайк», а именно: вывески, внешнего и внутреннего оформления кофе-бара, доступ в Базу знаний Coffee Like, в которой выкладывались все разработанные Заявителем макеты меню и сезонных акций, исключительное право на которые принадлежат ООО «Кофе Лайк». Индивидуальному предпринимателю выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Предписание исполнено.
  2. По делу №037/01/14.6-155/2022 действия ООО «Мебель Импэкс Вуд», выразившиеся в незаконном использовании фирменного наименования, сходного до степени смешения с фирменным наименованием ООО «Мебель Импэкс Опт», признаны нарушением пункта 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006  №135-ФЗ «О защите конкуренции». Предписание ООО «Мебель Импэкс Вуд» не выдавалось в связи с установленным решением Арбитражного суда Ивановской области по делу №А17-3900/2021 от 24.02.2022 запретом ООО «Мебель Импэкс Вуд» осуществлять под своим фирменным наименованием следующие виды деятельности: «Производство прочей мебели» (код ОКВЭД 31.09), «Торговля оптовая бытовой мебелью» (код ОКВЭД 46.47.1).
  3. По делу №037/01/14.3-180/2022 действия ООО «Стандартпласт» выразившиеся в некорректном сравнении товаров ООО «Плеяда» бренда «Шумоff» с товарами ООО «Стандартпласт», что создает искаженное представление о производимых ООО «Плеяда» товарах и свидетельствует о недобросовестной рекламе, признаны нарушением пункта 2 статьи 14.3 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». ООО «Стандартпласт» выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Предписание исполнено.
  4. По делу №037/01/14.6-479/2022 действия индивидуального предпринимателя, выразившиеся в использовании обозначения «ADAMIS», размещенного на рекламных конструкциях (вывесках) снаружи ювелирных салонов, находящихся в городе Иваново (по ул. Лежневская, д. 155 ТРК «Тополь» и ул. Куконковых, д. 141 ТРЦ «Евролэнд»), сходного до степени смешения с товарным знаком «ADAMAS» по свидетельству №192749/1, в совокупности с использованием цветовой гаммы, совпадающей с фирменным стилем розничных магазинов ювелирной сети «АДАМАС» признаны нарушением пунктов 1, 2 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции. Предписание об устранении действий, повлекших нарушение антимонопольного законодательства, не выдавалось, поскольку нарушение устранено в ходе рассмотрения дела.
  5. В рамках дела №037/01/14.5-199/2022 рассмотрены требования индивидуального предпринимателя к ООО «Патриот» о нарушении последним в период с мая 2021 года по настоящее время исключительных прав предпринимателя на изобретение, которые выражаются в производстве, предложении к продаже, продаже и ином введении в гражданский оборот контрафактной продукции под наименованием «Стационарные боксы для ветклиник», которая содержит каждый признак (эквивалентные им признаки) изобретения по патенту №2759663 от 12.05.2021, что является незаконным использованием изобретения, а также актом недобросовестной конкуренции. Комиссия Ивановского УФАС России по результатам рассмотрения дела пришла к выводу, что действия ООО «Патриот»  при изготовлении и предложении к продаже изделий «Стационарные боксы для ветклиник» не противоречили положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, что свидетельствует об отсутствии одного из признаков, необходимых для их квалификации в качестве акта недобросовестной конкуренции.
  1. Количество рассмотренных жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (статья 18.1) приведено в таблице №4.

                                                                                                                 Таблица №4

Закон о защите конкуренции

2020 год

2021 год

2022 год

Жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (статья 18.1), из них:

 

 

- признаны обоснованными

21

 

 

56

 

 

28

5

4

6

- признаны необоснованными

 

7

16

6

-отозвано заявителями

3

2

2

- возвращено заявителю

10

29

13

-направлено по подведомственности

1

5

1

Из указанной таблицы следует, что увеличилось количество жалоб, признанных обоснованными, при этом общее количество жалоб, поступающих по фактам нарушения ст. 18.1 Закона о защите конкуренции уменьшилось практически на 50%.

По результатам рассмотрения жалоб выявлены следующие нарушения:

  1. По жалобе АО «Щербинский лифтостроительный завод» действия Департамента ЖКХ Ивановской области при проведении предварительного отбора квалифицированных подрядных организаций, предметом которого является выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, признаны нарушением пп. «о» п. 23 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 №615. Действия выразились в установлении документацией завышенных требований по квалификации сотрудников, сведения о которых должны быть включены в национальный реестр специалистов в области строительства, а также требований к стажу работников индивидуального предпринимателя или юридического лица. Выдано предписание, предписание исполнено.
  2. По жалобе ИП действия организатора торгов – Комитета по управлению муниципальным имуществом, земельным отношениям и сельскому хозяйству администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области при организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды тепловых сетей, находящихся в муниципальной собственности Юрьевецкого муниципального района признаны нарушением:

-  ч. 3 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении, в связи с нарушением порядка определения формы проведения торгов по передаче прав владения и (или) пользования в отношении объекта теплоснабжения, находящегося в муниципальной собственности (проведение торгов в форме аукциона на право аренды объекта теплоснабжения, находящегося в эксплуатации более 5 лет, в порядке, предусмотренном ст. 17.1 Закона о защите конкуренции и приказом ФАС России №67 от 10.02.2010, вместо конкурса на право заключения концессионного соглашения, в порядке, установленным ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 №115-ФЗ).

- части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в связи с неприостановлением торгов.

Выдано предписание, предписание исполнено.

  1. По жалобе ИП действия организатора торгов – Управления сельского хозяйства и земельных отношений Администрации Кинешемского муниципального района Ивановской области при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, признаны нарушением пункта 24 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, для отмены торгов. Торги отменены на том основании, что на земельном участке, являющемся предметом данных торгов, расположено нежилое одноэтажное кирпичное здание, которое принадлежит гражданину. Представленные Организатором торгов документы, не свидетельствовали о факте возникновения прав на объект недвижимости у гражданина. Наличие не принадлежащего кому-либо на праве собственности, ином вещном или другом праве некапитальных строений (навесов, амбаров и т.д.) на земельном участке не ограничивает возможность иных потенциальных участников участвовать в торгах на право заключения договора аренды такого земельного участка.
  2. По жалобе гражданина действия организатора торгов – Отдела по управлению имуществом и муниципальным заказам Администрации Шуйского муниципального района Ивановской области при проведении аукциона по продаже муниципального имущества - нежилых помещений (под демонтаж) признаны нарушением п. 2 ч. 1 ст. 13, ч.1 ст.18, ч.1. ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Содержание проекта договора купли-продажи недвижимого имущества под демонтаж, свидетельствовало об отсутствии намерения Администрации реализовать имущество в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, а выполнить работы по сносу указанных нежилых помещений, то есть обеспечить муниципальные нужды, которые должны осуществляться в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Кроме того, аукционная документация содержала условия для покупателя о необходимости выполнения демонтажа (сноса) объекта недвижимого имущества и очистки территории земельного участка, на котором объект расположен, от строительных материалов и мусора, следовательно, обозначенное имущество не могло быть отчуждено путем проведения аукциона в рамках Закона о приватизации. Включение в конкурсную документацию дополнительных условий для покупателя является нарушением ч. 1 ст. 18 Закона о приватизации, что также свидетельствует о неверно избранном организатором торгов способе приватизации муниципального имущества путем проведения аукциона в порядке, установленном Правилами.

Выдано предписание, предписание исполнено.

  1. Количество выданных предписаний по сферам деятельности приведено в таблице №5.

Таблица №5

Федеральный закон№135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»

2020 год

2021 год

2022 год

  • деятельность (статьи 10,11,11.1)

0

1

1

Недобросовестная конкуренция (статьи 14.1-14.8)

3

1

2

Антиконкурентные действия органов государственной власти и местного самоуправления (статьи 15,16,17.1, 18,19-21)

0

0

0

Антиконкурентные действия при проведении торгов (статья 17)

0

0

0

Жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства

(статья 18.1)

4

4

6

ИТОГО

7

6

9

 

Из указанной таблицы следует, что увеличилось количество предписаний, выдаваемых в рамках рассмотренных дел по недобросовестной конкуренции. Количество выданных предписаний в рамках рассмотрения дел по ст. 18.1 Закона о защите конкуренции также увеличилось. В 2022 году исполнено 2 предписания выданных в целях пресечения недобросовестной конкуренции, а также 4 предписания выданных в отчетном периоде по ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. В стадии исполнения находятся 3 предписания: 1 предписание, выданное по ст. 10 Закона о защите конкуренции, срок исполнения наступит в 2023 году, 2 предписания, выданные в рамках решений по ст. 18.1 Закона о защите конкуренции – срок исполнения не наступил.

  1. Количество рассмотренных дел по нарушению Кодекса РФ об административных правонарушениях приведено в таблице №6.

Таблица №6

Статья Кодекса РФ об административных правонарушениях

2020

2021

2022

Кол-во дел

 

Сумма штрафа (тыс. руб.)

Количество дел

Сумма штрафа

Количество дел

Сумма штрафа

Наложенного, тыс. руб.

Взысканного (c учетом штрафов вынесенных в предыдущий период, и оплаченных в отчетный период), тыс. руб.

Наложенного, тыс. руб.

Взысканного (c учетом штрафов, вынесенных в предыдущий период, и оплаченных в отчетный период), тыс. руб.

 

Наложенного, тыс. руб.

Взысканного (c учетом штрафов, вынесенных в предыдущий период, и оплаченных в отчетный период), тыс. руб.

ст. 9.15

0

0

0

2

40

40

0

0

0

ст. 9.21

4

170

170

20

820

720

52

4045

1135

ст. 14.31

7

2341,2

1026

3

90

1455

4

249

249

ст. 14.9

3

45

30

1

15

15

0

0

0

ст. 14.32

7

386,6

105

14

575

190

7

365

911,6

ст. 14.33

0

0

0

4

324

24

4

140

40

ст. 7.32.4

2

33

33

27

105

105

4

103

103

Итого

 

2975,8

1364

 

1969

2549

 

4902

2438,6

Отмечается значительный рост жалоб как со стороны физических лиц, так и со стороны хозяйствующих субъектов в сфере подключения к инфраструктуре субъектов естественных монополий (ст. 9.21 КоАП РФ) более чем в 2 раза по сравнению с предыдущим периодом. При этом, 50 жалоб – выявленные нарушения в сфере подключения к электрическим сетям сетевых организаций Ивановской области, 2 жалобы – в сфере подключения к сетям газораспределения.

Основные нарушения, установленные Ивановским УФАС России в данном направлении связаны с:

- несоблюдением субъектами естественных монополий сроков осуществления мероприятий технологического присоединения по договору технологического присоединения (подключения);

- оставлением без рассмотрения заявок на осуществление технологического присоединения (подключение);

- необоснованным отказом либо уклонением от заключения договора технологического присоединения;

- необеспечением недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (препятствование перетоку электрической энергии, не осуществление передачи электрической энергии).

Наблюдается снижение количества дел по ст. 7.32.4 КоАП РФ (Нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов и продажи или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися).  Выявленное нарушения, касались нарушения установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, порядка определения победителя (ч. 2, ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ).

По общим показателям наложенных штрафов в 2022 году и оплаченных штрафов (с учетом штрафов, наложенных в 2021 году, срок оплаты которых наступил в 2022 году либо по которым было вынесено окончательное судебное решение в 2022 году) можно отметить, что процент собираемости оплаченных штрафов составил 50,3%. Процент неоплаченных штрафов 49,7% – это штрафы, срок оплаты по которым наступает в 2023 году. По одному постановлению по ст. 14.32 КоАП РФ материалы направлены в службу судебных приставов для принудительного взыскания.

  1. Анализ проведенной судебной работы в сфере антимонопольного законодательства позволил установить следующее.

В 2022 году обжаловано 12 ненормативных актов, вынесенных Ивановским УФАС России по направлению антимонопольный контроль, из них:

- 1 решение о признании нарушения по результатам рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.  Решение по делу к настоящему моменту не принято;

- 7 решений об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам отменено 1 решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, 6 решений оставлено в силе;

- 4 предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Предупреждения оставлены в силе.

Таким образом, по результатам обжалования решений, принимаемых в соответствии с положениями Закона о защите конкуренции, было полностью отменено 1 решение, что составило 0,18% к общему числу решений, вынесенных в 2022 году (553), и 8,3% от числа обжалованных решений.

Оставлено в силе одно решение, принятое антимонопольным органом в 2021 году.

В 2021 году – обжаловано 10 решений и 1 предупреждение, принятых в 2020 и 2021 году. Судами (первой, апелляционной и кассационной инстанций) оставлено в силе – 10 актов антимонопольного органа. Отменено судом 3 решения. Следовательно, отмена составила 27% от числа обжалованных решений.

  1. - обжаловано 1 решение, отменено 0 (процентное соотношение 0%).

В 2022 году отмечается снижение доли отмененных решений по сравнению с 2021 годом, и увеличение количества обжалуемых решений по сравнению с 2020 годом, с незначительным процентом их отмены.

Основной причиной отмены решения Ивановского УФАС России явилось изменение судебной практики по порядку учета задолженности у граждан, ведущих садоводство или огородничество на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, по оплате электрической энергии перед садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате части стоимости электрической энергии, потребленной при использовании имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и части потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу.

По итогам анализа судебных решений в разрезе видов антимонопольных нарушений установлено, что наиболее часто в 2022 году обжаловались решения, вынесенные:

По ст. 10 Закона о защите конкуренции – 7 решений – 58,5% от числа обжалованных решений. Отмененных решений – 1 – 14% от числа обжалованных по данной статье;

По ст. 15 Закона о защите конкуренции – 2 решения – 16,6% от числа обжалованных решений. Отмененных 0 решений;

По статье 16 Закона о защите конкуренции – 1 решение -  8,3% от числа обжалованных решений;

По ст. 14.3 Закона о защите конкуренции – 1 решение - 8,3% от числа обжалованных решений;

По ст. 14.8 Закона о защите конкуренции - 1 решение - 8,3% от числа обжалованных решений.

 

8. Продолжена работа Ивановского УФАС России по контролю исполнения требований Федерального закона №485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в части контроля создания и деятельности ГУПов и МУПов.

Реформа государственных и муниципальных предприятий вступила в силу с 01.01.2020.

Федеральным законом от 27.12.2019 №485-ФЗ Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» дополнен главой 7.1 «Антимонопольные требования к созданию унитарных предприятий и осуществлению их деятельности».

В соответствии с частью 1 ст. 35.1 Закона о защите конкуренции предусмотрен общий запрет на создание (в том числе путем реорганизации) унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением случаев, установленных этой же статьей.

 В соответствии с частью 2 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции не допускается деятельность унитарных предприятий на товарных рынках Российской Федерации, находящихся в состоянии конкуренции, в случаях, не предусмотренных частью 1 указанной статьи, если выручка унитарного предприятия от такой деятельности превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год. Ограничения, предусмотренные настоящей частью, не применяются к унитарным предприятиям в случаях, указанных в пунктах 1, 2 и 7 части 1 указанной статьи.

Таким образом, правило «десяти процентов» не распространяется на предприятия, созданные:

- в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

- для обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти для нужд обороны и безопасности;

- в области обращения с радиоактивными отходами.

Как установлено частью 1 статьи 35.3 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает заключение о соответствии или о несоответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству, если создание унитарного предприятия либо изменение видов его деятельности осуществляется в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции.

Соответствующее заключение выдается в отношении унитарного предприятия, которое планируется создать, либо в отношении унитарного предприятия, у которого планируется изменение видов деятельности после 08.01.2020.

В 2022 году заключений Ивановским УФАС России не выдавалось в связи с отсутствием обращений.

По результатам проводимого ежеквартального мониторинга в 2022 году Ивановским УФАС России выдавались предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства:

  1. Администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области в связи с внесением изменений в сведения о видах экономической деятельности муниципального унитарного предприятия «Пестяковское районное производственное объединение бытового обслуживания населения» по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС), а именно включение в сведения о дополнительных видах деятельности следующих позиций: 47.79 «Торговля розничная бывшими в употреблении товарами в магазинах» (внесено 01.11.2021); 69.10 «Деятельность в области права» (внесено 01.11.2021). Осуществление МУП «Пестяковское райбытобъединение» деятельности по торговле розничной бывшими в употреблении товарами в магазинах, деятельности в области права, в нарушение запрета, установленного частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции, может стать препятствием к доступу на указанный товарный рынок иных хозяйствующих субъектов, как следствие, привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Администрация Пестяковского муниципального района Ивановской области предупрежденао необходимости прекращения указанных действий путем исключения из сведений о МУП «Пестяковское райбытобъединение» в Едином государственном реестре юридических лиц видов деятельности 47.79 «Торговля розничная бывшими в употреблении товарами в магазинах», 69.10 «Деятельность в области права». Предупреждение исполнено.
  2. Администрации Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области в связи с внесением изменений в сведения о видах экономической деятельности муниципального унитарного предприятия Заволжского городского поселения «ВОЛГА» (далее – МУП «ВОЛГА») по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС), а именно включение в сведения о дополнительных видах деятельности следующих позиций:

- 33.14 «Ремонт электрического оборудования»;

- 43.21 «Производство электромонтажных работ»;

- 43.22 «Производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха»;

- 52.21.24 «Деятельность стоянок для транспортных средств»;

- 68.32.2 «Управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе»;

- 69.20 «Деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию»;

- 77.12 «Аренда и лизинг грузовых транспортных средств»;

- 81.10 «Деятельность по комплексному обслуживанию помещений»;

- 81.29.2 «Подметание улиц и уборка снега»;

- 81.29.9 «Деятельность по чистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки»;

- 96.09 «Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки» (внесено 20.10.2021). Администрация Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области предупреждена о необходимости прекращения указанных действий путем исключения из сведений МУП «ВОЛГА» в Едином государственном реестре юридических лиц видов деятельности 33.14 «Ремонт электрического оборудования»; 43.21 «Производство электромонтажных работ»; 43.22 «Производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха»; 52.21.24 «Деятельность стоянок для транспортных средств»; 68.32.2 «Управление эксплуатацией». Предупреждение исполнено.

3. Администрации Кинешемского муниципального района Ивановской области в связи с принятием Постановления №125 «О создании муниципального унитарного предприятия Кинешемского муниципального района «КинАкваТех».

Согласно пункту 5.3 Устава МУП Кинешемского муниципального района «КинАкваТех», предприятие осуществляет виды деятельности, не относящиеся к сферам деятельности субъектов естественных монополий, а также не подпадающих под иные исключения, установленные частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции, а именно:

- строительство инженерных сооружений;

- строительство зданий;

- производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха;

- производство прочих строительно-монтажных работ;

- производство кровельных работ;

- производство земляных работ;

- работы гидроизоляционные;

- ремонт металлоизделий;

- ремонт машин и оборудования;

- производство штукатурных работ

- работы столярные и плотничные

- работы по установке строительных лесов и подмостей;

- деятельность по приему платежей физических лиц платежными агентами;

- покупка и продажа собственного недвижимого имущества;

- аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом;

- управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе;

- деятельность в области права;

- деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию.

«Деятельность предприятия не ограничивается вышеуказанными видами. Предприятие вправе осуществлять иные не запрещенные законодательством Российской Федерации виды деятельности» (п.5.3 Устава).

Администрации Кинешемского муниципального района Ивановской области необходимо было принять меры по приведению учредительных документов МУП Кинешемского муниципального района «КинАкваТех» в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства с учетом запрета, установленного ч. 1 ст. 35.1 Закона о защите конкуренции, а именно: исключить из Устава указанные выше виды деятельности. Предупреждение исполнено к установленному сроку.

4. Предупреждение аналогичного содержания выдано Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области в связи с принятием Постановления №182 «О создании муниципального унитарного предприятия Юрьевецкого муниципального района «Коммунальщик», которым помимо деятельности в сфере естественных монополий МУП «Коммунальщик» - «забор, очистка и распределение воды»; «сбор и обработка сточных вод» (п. 5.3 Устава), включены виды деятельности, не относящиеся к сферам деятельности субъектов естественных монополий, а также не подпадающих под иные исключения, установленные частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции. Предупреждение исполнено к установленному сроку.

Приложенные файлы
Доклад_Чугуновой_Е.Е.-1676380973.docx (68,0 КБ)
Наверх