Ивановское УФАС подвело итоги правоприменительной практики за 2021 год

04 марта 2022, 08:51

3 марта 2022 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области провело публичные слушания по вопросам правоприменительной практики.

Мероприятие состоялось в формате онлайн-трансляции в сети «Интернет» на официальном «YouTube» канале Ивановского УФАС России и было посвящено подведению итогов деятельности управления за 2021 год.

Начальник отдела контроля в сфере закупок Анна Парфенова рассказала об итогах деятельности Ивановского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок за 2021 год.

В 2021 году поступило 354 жалобы на нарушение Закона о контрактной системе (в 2020 году – 430 жалоб): 44 жалобы при проведении закупок федеральными заказчиками, 187 жалоб при проведении закупок областными заказчиками, 123 жалобы при проведении закупок муниципальными заказчиками.

Из них:

- возвращено 63 жалобы (подача жалоб за пределами срока обжалования; на лиц, не являющихся субъектами контроля Ивановского УФАС России; отсутствие электронной подписи в жалобах, поданных в электронном виде),

- 39 жалоб отозвано заявителями,

- 10 жалоб направлено по подведомственности,

- 149 жалоб признано необоснованными (в 2020 году – 178 жалоб),

- 105 жалоб обоснованными (в 2020 – 123 жалобы).

При рассмотрении жалоб выявлено, что при проведении 92 закупок были допущены нарушения Закона о контрактной системе. Большая часть нарушений была связана с закупками в сферах: строительства, ремонта, здравоохранения.

Типичные нарушения, допускаемые субъектами контроля в отчетный период:

- заказчики не могут обосновать потребность в устанавливаемых в документации о закупке характеристиках;

- устанавливаются невыполнимые сроки для выполнения работ;

- после вступления в силу изменений в Закон о контрактной системе многие заказчики продолжают указывать требования в соответствии с отмененными редакциями Закона, что является нарушением норм действующего законодательства;

- не устанавливаются единые требования к участникам закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (лицензия, членство в СРО);

- не даются разъяснения по запросам о даче разъяснений положений документации о закупке, либо даются ответы не по сути задаваемых вопросов;

- незаконный отказ участникам закупок в допуске к участию в торгах.

Проведено 11 внеплановых проверок, по итогам проведения которых были выявлены нарушения Закона о контрактной системе. Выдано 3 предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

Основная часть нарушений была допущена при формировании документации о закупках:

- прописываются излишние требования к товарам, которые не обусловлены потребностями Заказчика;

- неприменение типовых контрактов;

- несоответствие информации, указываемой в извещении о закупках, информации, указываемой в документации о закупках.

В 2021 году в Ивановское УФАС России поступило 155 обращений о включении лиц в реестр недобросовестных поставщиков (в 2020 году 139 обращений), по результатам рассмотрения которых 2 обращения возвращено заказчикам в связи с нарушением порядка их подачи, принято 90 решений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (в 2020 году - 53).  

В 2021 году при осуществлении контроля в сфере закупок Управлением вынесено 128 постановлений о наложении штрафов по КоАП РФ (в 2020 году вынесено 113 постановлений). Величина наложенных Ивановским УФАС России штрафов составила 631 000 руб. (в 2020 - 902 335 руб.), сумма уплаченных штрафов составляет 680 000 руб.

Наиболее часто встречающимися административными правонарушениями в сфере закупок, за совершение которых Ивановским УФАС России было возбуждено большинство дел об административных правонарушениях, являются:

- утверждение конкурсной документации, документации об электронном аукционе, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок - ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (66 дел. Сумма наложенных штрафов составила 168 000 руб.);

- отказ в допуске к участию в аукционе, по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, – ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ (19 дел. Сумма наложенных штрафов составила 120 000 руб.);

- непредставление, несвоевременное представление в органы, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок – ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ (19 дел. Сумма наложенных штрафов составила 220 000 руб.).

Заместитель руководителя управления  - начальник отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти Елена Чугунова выступила с докладом "Итоги деятельности Ивановского УФАС России по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства за 2021 год".

Главный специалист-эксперт аналитического отдела Наталья Бестужева рассказала о результатах работы Ивановского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о рекламе за 2021 год. В отчетный период возбуждено и рассмотрено 25 (15 – в 2020 году) дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, большинство по результатам рассмотрения поступивших заявлений. Было выдано 18 предписаний о прекращении нарушения законодательства о рекламе, в остальных случаях нарушения были устранены ответчиками добровольно. Всего управлением рассмотрено 98 (50 – в 2020 году) заявлений о распространении рекламы с признаками нарушения Закона о рекламе (74 отказа в возбуждении дела по Закону о рекламе, еще 17 – по КоАП РФ).  

По структуре всех выявленных нарушений в отчетном периоде традиционно большое количество обращений граждан связано с поступлением рекламы по телефону в отсутствие согласия абонента (ч.1 ст.18 Закона о рекламе). При этом, как и прежде, подобные заявления чаще всего поступают не от жителей области, а в основном от абонентов Москвы и Санкт-Петербурга (ФАС России наделяет управление полномочиями по их рассмотрению). Можно отметить, что с нарушением данной нормы распространяется по сетям электросвязи в основном реклама финансовых и медицинских услуг.

Существенной тенденцией в практике выявления нарушений Закона при распространении рекламы финансовых услуг является снижение количества фактов ее размещения в печатных СМИ и на рекламных конструкциях. Практика работы последних лет наглядно демонстрирует, что для целей распространения рекламы финансовых услуг рекламодатели чаще всего выбирают способы донесения информации по сетям электросвязи. Такой способ явно превалирует над наружной рекламой. При этом соответствующие факты попадают в сферу контроля антимонопольной службы только в случае направления абонентом (адресатом) заявления о нарушении ч.1 ст.18 Закона. В отчетном периоде вынесено 25 (19 – в 2020 году) постановлений об административных правонарушениях. Следует отметить, что растет число фактов привлечения предпринимателей к административной ответственности по ч.6 ст.19.8 КоАП РФ за непредставление запрашиваемых сведений в антимонопольный орган. Общая сумма наложенных штрафов за нарушение законодательства о рекламе составила 754 тысячи рублей (из них на сегодняшний день в бюджет уплачено 695 тысяч рублей).

С текстами докладов можно ознакомиться на сайте Ивановского УФАС России в разделе «Публичные обсуждения» (вкладка «Доклады»).

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Наверх