Ивановское УФАС России в рамках публичных слушаний подвело итоги работы за 2022 год

01 марта 2023, 15:00

1 марта 2023 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области провело публичные слушания по вопросам правоприменительной практики.

Мероприятие состоялось в формате онлайн-трансляции в сети «Интернет» на официальном «YouTube» канале Ивановского УФАС России и было посвящено подведению итогов деятельности управления за 2022 год.

Врио руководителя управления Татьяна Михеева рассказала об итогах деятельности Ивановского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок за 2022 год.

В 2022 году поступило 207 жалоб на нарушение Закона о контрактной системе (в 2021 году – 354 жалоб): 39 жалоб при проведении закупок федеральными заказчиками, 107 жалоб при проведении закупок областными заказчиками, 61 жалоба при проведении закупок муниципальными заказчиками.

Из них:

- возвращено 6 жалоб (подача жалоб за пределами срока обжалования; подача жалоб не через функционал единой информационной системы),

- 26 жалоб отозвано заявителями,

- 1 жалоба направлена по подведомственности,

- 89 жалоб признано необоснованными (в 2021 году – 149 жалоб),

- 79 жалоб обоснованными (в 2021 – 105 жалоб).

При рассмотрении жалоб выявлено, что при проведении 75 закупок были допущены нарушения Закона о контрактной системе. Большая часть нарушений была связана с закупками в сферах: строительства, ремонта, здравоохранения.

Типичные нарушения, допускаемые субъектами контроля в отчетный период:

- заказчики не могут обосновать потребность в устанавливаемых в описании объекта закупки характеристиках;

- заказчики неверно применяют правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленные Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145;

- не устанавливаются единые требования к участникам закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (лицензия, дополнительные требования, членство в СРО);

- незаконный отказ участникам закупок в допуске к участию в торгах.

По результатам рассмотрения жалоб выдано 60 предписаний об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, все предписания исполнены.

В 2022 году в Ивановское УФАС России поступило 109 обращений о включении лиц в реестр недобросовестных поставщиков (в 2021 году – 155 обращений), по результатам рассмотрения которых 13 обращений возвращено заказчикам в связи с нарушением порядка их подачи (с указанием на нарушения и подачей их вновь с учетом изменений), принято 38 решений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (в 2021 году – 90). 

В 2022 году при осуществлении контроля в сфере закупок Управлением вынесено 69 постановлений о наложении штрафов по КоАП РФ (в 2021 году вынесено 128 постановлений). Величина наложенных Ивановским УФАС России штрафов составила 374 035,68 руб. (в 2021 - 631 000 руб.), сумма уплаченных штрафов составляет 314 035,68 руб. (с учетом уплаты половины суммы наложенного штрафа в соответствии с ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ).

Заместитель руководителя управления  - начальник отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти Елена Чугунова выступила с докладом "Итоги деятельности Ивановского УФАС России по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства за 2022 год".

Далее врио руководителя управления Татьяна Михеева рассказала о результатах работы Ивановского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о рекламе за 2022 год. Всего в отчетный период возбуждено и рассмотрено 12 (15 – в 2021 году) дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, большинство по результатам рассмотрения поступивших заявлений. Было выдано 6 (18 – в 2021 году) предписаний о прекращении нарушения законодательства о рекламе, в остальных случаях нарушения были устранены ответчиками добровольно. Всего управлением рассмотрено 53 (98 – в 2021 году) заявления о распространении рекламы с признаками нарушения Закона о рекламе (выдано 42 отказа в возбуждении дела по Закону о рекламе, еще 8 – в соответствии с КоАП РФ).  Таким образом, можно констатировать снижение количества поступающих в антимонопольную службу региона жалоб на рекламу.

По структуре всех выявленных нарушений в отчетном периоде традиционно большое количество обращений граждан связано с поступлением рекламы на телефон в отсутствие согласия абонента (ч.1 ст.18 Закона о рекламе). При этом, как и прежде, подобные заявления чаще всего поступают не от жителей области, а в основном от абонентов Москвы и Санкт-Петербурга (ФАС России наделяет управление полномочиями по их рассмотрению). Можно отметить, что в настоящее время с нарушением данной нормы распространяется по сетям электросвязи в основном реклама финансовых услуг.

Существенной тенденцией в практике выявления нарушений Закона при распространении рекламы финансовых услуг является снижение количества фактов ее размещения в печатных СМИ и на рекламных конструкциях. Практика работы последних лет наглядно демонстрирует, что для целей распространения рекламы финансовых услуг рекламодатели чаще всего выбирают способы донесения информации по сетям электросвязи. Такой способ явно превалирует над наружной рекламой. При этом соответствующие факты попадают в сферу контроля антимонопольной службы только в случае направления абонентом (адресатом) заявления о нарушении ч.1 ст.18 Закона.

Еще один примечательный факт из практики работы за отчетный период связан с тем, что в соответствии со вступившими в силу в 2022 году новеллами законодательства Российской Федерации скупка у граждан находящихся в их собственности ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, состоящими на специальном учете в Федеральной пробирной палате и имеющими лицензию на такой вид деятельности. Сведения о таких хозяйствующих субъектах вносятся в реестр лицензий, размещенный на официальном Интернет-сайте Федеральной пробирной палаты. Поэтому наличие в рекламе слова «скупка» может свидетельствовать о признаках нарушения п.7 ст.7 Закона о рекламе.

Необходимо отметить, что реклама комиссионных магазинов все чаще попадает в поле зрения антимонопольной службы именно по итогам анализа заключаемых с потребителями договоров, в которые, так или иначе, включаются положения о процентах за выкуп товаров. То есть фактически между сторонами договоров возникают правоотношения не по договору комиссии, а по выдаче денежного потребительского займа под залог имущества, что в отсутствие официального статуса ломбарда является другим административным правонарушением (ч.1 ст.14.56 КоАП РФ), полномочиями по возбуждению соответствующих дел наделены органы прокуратуры. Одновременно реклама такой деятельности нарушает требования ч.13 ст.28 Закона о рекламе.

Всего в отчетном периоде вынесено 12 (25 – в 2021 году) постановлений об административных правонарушениях. Общая сумма взысканных штрафов за нарушение законодательства о рекламе составила 642 тысячи рублей.

С текстами докладов можно ознакомиться на сайте Ивановского УФАС России в разделе «Публичные обсуждения» (вкладка «Доклады»).

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Наверх